Проект «Харис» — корни Методики обучения «А что если…?»

Некоторые идеи, предшествовавшие этому проекту, — какие уроки были извлечены из проекта Харис

Составляющие подхода, примененного к преподаванию и обучению на этом сайте, имеют более длинную историю в предыдущих проектах. Для тех, кто хотел бы больше знать о прошлом проделанной работы, на этой странице мы дадим краткое объяснение того, как некоторые идеи возникли в процессе реализации более ранних проектов по разработке христианских учебных программ.

Несколько примеров преподавания и обучения на этом сайте взяты из сборника учебных материалов, впервые опубликованного в 1990-х годах в рамках проекта Харис, разработанного в Стэйплфордском центре в Ноттингеме,Великобритания[1]. В ответ на акценты, поставленные в законодательстве об образовании Британии в то время, эти ресурсы были ориентированы на содействие нравственному и духовному развитию через учебную программу, подчеркивая моральные и духовные аспекты преподавания предмета в средних школах в различных предметных областях. В рамках проекта были разработаны учебные материалы по таким предметам, как английский, французский и немецкий языки, а также математика и естественные науки.

В контексте возрастающего внимания в ходе обсуждений в национальном педагогическом сообществе к тому, что духовно-нравственное развитие является ответственностью всей школы, проект Харис старался разрабатывать ресурсы, которые были различимо христианскими по своей сути, но приемлемыми для использования учителями в широком диапазоне школ различных типов. Эти материалы были ориентированы на следующие цели:

  • помочь учителям отреагировать на проблему воспитания целостного человека;
  • помочь учителям сосредоточиться на духовных и моральных аспектах, присущих их предмету;
  • побудить учеников приобретать более ясное понимание христианских взглядов на фундаментальные вопросы, возникающие во всех областях знаний;
  • внести свой вклад в масштабы, баланс и гармонию знаний и понимания учеников[2].
  • Стремление поднять эту проблему в контексте различных школьных предметов выявило ряд практических вопросов к авторам материалов Харис. Четыре из них кратко освещены здесь.[3]

1. «Действительно ли это моя работа?»

Один из основных вопросов касался того, не просим ли мы учителя взять на себя задачи, которые не являются частью его ответственности, к примеру, не ожидаем ли мы от учителя математики, чтобы он сделал паузу для сессии религиозного образования, прежде чем вернется к преподаванию математики? Ответ на этот вопрос — нет. Мы искали связи, точки, где духовные и нравственные вопросы возникают внутри каждой предметной области, и где актуальность веры в обучении и обучения для формирования мировоззрения становятся очевидными. В каких случаях, например, убеждения и посвящение людей в значительной мере определяли форму литературного произведения, математического вывода или исторического события? Как мировоззрение формирует способы получения и применения знаний? Это справедливые вопросы ко всей учебной программе, на которые в рамках религиозного образования ответить должным образом невозможно. В математике (которая, конечно же, представляет собой всего лишь один пример) изучение того, например, каким образом использование средних величин и злоупотребление ими связано с тем, как мы определяем, что является «нормальным», и с принуждением соответствовать установленным требованиям, или как идея бесконечности может спровоцировать духовные размышления.

2. «Является ли Библия уместной?»

Аналогичный вопрос возник по поводу того, насколько уместной может быть Библия вне религиозных предметов. Материалы Харис стремились избежать представления Библии как сборника изречений, которые будут использованы в случайном порядке с целью «христианизации» учебных материалов. Вместо этого были предприняты усилия показать, как Священное Писание может быть задействовано в различных областях обучения. Одна тема по изучению немецкого языка[4], например, рассказывала историю о «Белой розе» – студенческой группе сопротивления в гитлеровской Германии. В Мюнхенском университете в 1942 году небольшая группа студентов начала писать и размножать листовки, выражающие несогласие с режимом Гитлера. Также эти листовки по почте отправляли и распространяли в различных городах Германии или оставляли в общественных местах. Спустя непродолжительное время группа была поймана гестапо, и ее основные члены были немедленно преданы суду и казнены. К намерению противостоять Гитлеру студентов привели различные мотивы, одним из них стали слова из Послания Иакова о том, чтобы быть исполнителями слова, а не только слушателями (Иакова, 1:22). Этот текст стал одним из мотиваторов для группы действовать согласно своим убеждениям. Чтобы понять происходящие события, уместно изучить роль Писания. Библия глубоко повлияла на исторические события, общественные движения, развитие науки, литературы, искусства, политики и многого другого, и все это предоставляет богатый материал для изучения.

3. «Является ли это актуальным для всех учеников?»

В процессе разработки материалов Харис авторы поняли опасность того, что желание сосредоточиться на больших вопросах может привести, особенно на уровне средней школы, к планированию мероприятий таким образом, что те, кто более способен к интеллектуально сложным рассуждениям, будут казаться более способными к духовному развитию. Например, чтение стихов и рассказов, представляющих духовные темы, на иностранном языке, и размышление о них, кажется более реалистичной целью для более способных учеников. Мы не считаем, однако, что интеллектуальное развитие и духовный рост — это одно и то же, или что они обязательно связаны между собой. Наиболее эрудированные не всегда, скажем, способны на любовь или восхищение. Поэтому мы активно искали способы разработки преподавания и обучения, позволяющие ученикам осмысленно реагировать на духовные и нравственные вопросы на различных уровнях сложности.

4. «Нужно ли мне преподавать по-другому?»

Наконец, нам стало ясно, что достижение духовных и нравственных аспектов обучения не просто означает предоставление правильных тем. Это определяет «как» преподавания, а также «что» того, чему мы учим. Например, расширение пространства для нравственного и духовного роста, судя по всему, не вполне согласуется с целью максимального контроля отклика учеников. Духовная реакция на конкретное учебное мероприятие не может быть вынужденной или прогнозируемой. У ученика всегда есть возможность выполнить задание нерефлективным, механическим способом, с минимальным личным участием. Если отклик является намеренным результатом механистического процесса, весьма спорно, до какой степени ее все еще можно охарактеризовать как нравственную. Нам были нужны способы предоставления пространства ученикам для проявления отклика и направления их к осознанному духовному и нравственному размышлению, вместе с тем допуская различные возможные результаты. Поэтому ключевые вопросы, поставленные перед учениками, часто были открытыми: как оценить ценность подарка? можно ли доверять своей совести? может ли Макбет в чем-то быть великим человеком? Придумайте ролевую игру, в которой вы помирите двух поссорившихся друзей. При разработке учебных тем и материалов вопрос не только в том, хорошая ли это тема, но также и в том, как реализовать личное и глубоко значимое участие учеников в ее изучении.

Работа с идеями духовного и нравственного развития – не единственный способ формирования христианской педагогики в школьной программе, и рассмотренное выше – это лишь некоторые из вопросов, обсужденных в ходе разработки материалов Харис. Проект Харис никогда не имел намерения предоставить окончательную модель христианской учебной программы. Надежда на оказание помощи учителям в нахождении и разработке своих собственных подходов к воспитанию духовности и нравственности своих учеников в рамках всей учебной программы продолжается и в настоящем проекте.

Ссылки

[1]. Более подробная информация о духовно-нравственном развитии с примерами из проекта Харис содержится в следующих источниках: начальная школа: Alison Farnell, Opening Windows: Spiritual Development in the Primary School. Nottingham: The Stapleford Centre (2002); средняя школа: David I. Smith,Making Sense of Spiritual Development. Nottingham: The Stapleford Centre (1999). For Scotland, Alison Farnell, Opening Windows: Spiritual Development in the Primary School through Religious Observance and the Wider Curriculum Nottingham: The Stapleford Centre (2007), and Alison Farnell & David I. Smith, Making Sense of Spiritual Development in Religious Observance and the Wider Curriculum. Nottingham: The Stapleford Centre (2007).

[2]. Цитата из вступления к каждому выпуску опубликованных материалов Харис. Также смотрите: John Shortt, «The Rationale of the Charis Project» in Spiritual and Religious Education, ed. Mal Leicester, Celia Modgill and Sohan Modgill, London: Falmer Press, 1999.

[3]. Основано на: Дэвид Смит, «Личные размышления о проекте Харис» Журнал христианского образования, 42: 2, 1999, 27-34.

[4]. См.: David I. Smith, ‘Teaching (and Learning from) the White Rose’ in David M. Moss & Terry A. Osborn, Critical Essays on Resistance in Education (Counterpoints: Studies in the Postmodern Theory of Education) New York: Peter Lang, 2010, 67-82.