Духовность и преподавание

На что мы должны обращать внимание, говоря о духовном росте в процессе обучения?

На предыдущей странице говорилось о некоторых важных акцентах христианского понимания духовного развития. На этой странице рассматривается практический вопрос: на что следует обращать внимание, когда мы начинаем соединять христианский взгляд с темами и методами, из которых состоит наше повседневное преподавание и обучение. Мы предлагаем три вещи, которые могут стать для вас доступными исходными точками, сопровождая каждую из них кратким примером.

1. Важность опыта

Значительная часть современной литературы о духовном развитии детей обращает огромное внимание на важность определенных видов опыта. Образовательный процесс может предложить (или исключить!) учащимся возможности испытать, например, любопытство, благоговение и удивление, связь и принадлежность, или же таинственность. Он также может побудить задуматься о своем личном опыте ревности, гнева, отчуждения, предательства и неудачи. Эти переживания удивления и хрупкости жизни близки к сути духовности и духовного роста, и они могут возникнуть в любом месте школьной программы. Прочитайте воспоминания учителя биологии:

«В то время мне было четырнадцать. Это был урок биологии во второй половине четверга. Учитель собрал нас вокруг своего стола и поставил на стол большой стеклянный контейнер с человеческим мозгом внутри. Он стал показывать различные отделы мозга и объяснять их функции. Его слова пролетали мимо моих ушей. Я просто сидела там и размышляла: о чем этот «человек» имел обыкновение думать, что произошло со всеми теми мыслями сейчас, когда его мозг «засолили». Тридцать пять лет спустя я все еще вижу этот мозг и лица учеников, разглядывающих его. Я могу даже вспомнить слегка зеленоватый цвет, который он приобрел. И я не могу вспомнить ничего другого, чем мы еще занимались в классе биологии в тот год».

Обратите внимание, что это не произошло во время молитвы, а во время урока биологии, когда внимание класса было сосредоточено на анатомии человека. Первый шаг к чувствительности к духовному в учебной программе – это понимание и подготовка переживаний такого рода, когда бы они не возникли, и размышление о том, как они могут быть более качественно вплетены в обучение. Каким переживаниям способствуют наши практики, и как мы будем обращаться с ними?

2. Место понимания

Влияние переживаний на нашу жизнь в значительной мере зависит от того, как мы будем их понимать. Если у меня есть яркое духовное переживание, то большое значение будет иметь то, как я это восприму: как голос Бога, начало психического расстройства или последствие вчерашнего ужина. Педагоги не будоражат переживания у учеников, чтобы потом оставить их наедине со своим восприятием случившегося. Рано или поздно возникают вопросы о вере и истине, вопросы о том, что означает наш опыт, о том, во что мы верим, о том, как согласованы эти убеждения. Это имеет отношение к нашему акценту на том, чтобы посмотреть по-новому. Прочитайте следующий пример задания, касающегося школьных правил. Ученики работали в малых группах:

«Учитель дал группам по три комплекта карточек. Каждая группа должна была разложить их по порядку. В одном комплекте были различные школьные наказания, начиная от умеренного словесного выговора до исключения; их нужно быть расположить в порядке серьезности. В другом были различные проступки, начиная от нецензурных ругательств до физического насилия и порчи штор ножом (фактическое недавнее событие). Их также нужно было упорядочить по серьезности. На третьем наборе карточек были изображены различные предметы и существа: камни, рыбы, млекопитающие, дети, учителя и другие, включая Бога. И их нужно было разложить по значимости и важности. Когда все карточки были разложены, началось обсуждение. Класс начал исследовать отличия, возникшие при сравнении карточек разных групп. Почему люди обычно считаются более важными, чем неодушевленные предметы, а акты вандализма расцениваются более серьезно с точки зрения наказания, чем акты психологического насилия, такие как обзывание? Почему многие ученики поставили Бога на вершину диапазона значимости, но ругань с упоминанием имени Бога в нижнюю часть диапазона проступков? Ученики с интересом, а иногда и с дискомфортом обсуждали расхождения между своими заявленными ценностями и тем, что считала важным школа, а также повседневной практикой обеих сторон».1

Это занятие предлагает ученикам критически осмыслить свой опыт и предположения, а также изучить согласованность того, во что они верят. Оно также указывает на то, что находится за пределами опыта и понимания того, как мы живем изо дня в день.

3. Модели жизни

Форма нашей духовности проявляется не только в том, как мы поклоняемся, но и в том, как тратим наши деньги, по каким приоритетам распределяем свое время, как строим отношения, на что тратим свои силы, чему доверяем, как реагируем на страдания мира (и наши). Это вопросы, которые настолько же уместны при изучении, скажем, истории или науки и техники, так и на уроках религии. Если наш духовный опыт и понимание не имеют связи с повседневными моделями нашей жизни, то подлинный духовный рост попросту отсутствует. Прочтите следующий пример, уже упоминавшийся в предыдущем разделе, класса четырнадцатилетних учеников, изучающих иностранный язык:

«Класс изучения немецкого языка проходил движение сопротивления «Белая роза» в нацистской Германии. Одно из заданий включало в себя контрастные заявления Софи Шолль – ведущего члена «Белой Розы», и ее сестры. Софи выражала готовность в случае необходимости умереть в оппозиции к нацистскому режиму, в то время как ее сестра, зная, что их семья уже известна властям, задавалась вопросом, почему они должны быть теми, кто выступает против правительства. Героизм и благоразумие стоят бок о бок. Одним из заданных ученикам вопросов звучал так: «Вы больше похожи на Софи или на ее сестру?».2

При изучении этой темы внимание учеников также обращалось на то, что члены «Белой розы» действовали отчасти в ответ на призыв Послания Иакова быть исполнителями Слова, а не только слушателями. В данном случае Библия представлена не как элемент богослужения, а для иллюстрации ее влияния на исторические события и на выбор, сделанный группой немецких студентов в 1940-х годах. Акцент сделан на связи между мировоззрением и реальным жизненным выбором, побудившим студентов посвятить себя серьезным проблемам общества, а также на возможность подумать, как все это раскрывает характер и образ жизни учеников.

Ссылки:

  1. Дэвид Смит, «Духовное развитие в школе, что это такое?», ЦПП МАХШ.
  2. См. David I. Smith, ‘Teaching (and Learning from) the White Rose’ in David M. Moss & Terry A. Osborn, Critical Essays on Resistance in Education (Counterpoints: Studies in the Postmodern Theory of Education) New York: Peter Lang, 2010, 67-82

Внимание! Для дальнейшего чтения по данной теме см. статью: «Наилучший способ помочь ученикам усвоить библейскую точку зрения».