Христианские особенности

Являются ли эти примеры преподавания «явно христианскими»?

После того, как мы начинаем рассматривать взаимосвязь наших педагогических практик с христианским мировоззрением, рано или поздно встанет вопрос о том, являются ли предложенные идеи очевидно христианскими. Такой вопрос может возникнуть как у критиков, так и у сторонников. С одной стороны, есть опасение, что некоторые конкретные идеи и практики могут утверждаться христианами как имеющие связь с христианской верой, когда на самом деле они могли прийти из других источников. Существует предположение, что христиане, возможно, слишком часто называют отдельные педагогические практики христианскими. С другой стороны, некоторые опасаются, что практики, предлагаемые в качестве составляющей христианского подхода к образованию, не являются достаточно отличительными, что они должны более очевидно отличаться от того, что могут делать другие люди, если мы утверждаем, что они действительно являются христианскими. Возможно, как предполагает эта форма внимания к данному вопросу, требуется нечто более явно радикальное.

Конечно же, весьма вероятно, что в каждом конкретном случае любая из этих проблем может иметь место и находить подтверждение. Вполне возможно, что христиане ошибочно претендуют на авторство чего-либо, так же вероятно, что они могут слишком некритично подчиниться практикам окружающей их культуры. Однако, прежде чем принять одну из сторон этой дилеммы, необходимо принимать во внимание и другие аспекты.

Является ли отличие целью?

Во-первых, стоит задаться вопросом по поводу степени, до которой само по себе отличие должно быть нашей целью. Возможно, главной задачей должны быть приверженность христианскому мировоззрение и последовательность, а не сравнение с тем, что делают другие. Задача учителей-христиан заключается в том, чтобы найти методы обучения, которые на самом деле согласуются с нашей христианской верой и действительно педагогически полезны для учеников. Иногда это может подталкивать нас к выбору того, что довольно сильно отличается от стандартной общепринятой практики; иногда это может привести нас к принятию по христианским соображениям практик, которые также получили одобрение других. В любом случае, самый важный вопрос состоит в том, действительно ли мы верны нашему христианскому призванию, а не то, насколько наши методы работы похожи на то, что делает кто-то другой. Христиане видят, как многообразно действие Божьей благодати в окружающем мире, и могут радоваться, когда работа других людей, не разделяющих их веру, отражает часть этой благодати.

Как насчет истории?

Во-вторых, в западном мире разговор о том, что является отличительно христианским, осложняется историей. Наше культурное наследие сформировалось под воздействием различных источников, в том числе античных цивилизаций, но оно также включает в себя огромное христианское влияние. Идеи и практики, которые сейчас привычно воспринимаются как «светские» или даже ассоциируются с другими вероисповеданиями, вполне могут уходить своими корнями в то, что христианство внесло в культуру в прошлом, или сформироваться под его влиянием. Это еще больше усложняет проведение четкой грани между христианскими практиками и методами общей культуры. Иногда христианские идеи схожи с идеями, более широко представленными в обществе не потому, что христианство неспособно внести свой вклад, а по той причине, что само общество все еще несет в себе отголоски христианской истории и функционирует на ее основе.

Что такое отличительность?

В-третьих, задумайтесь на мгновение о том, как «работают» различия и соответствие. Подумайте о своей собственной уникальности как личности. Вполне вероятно, что есть по крайней мере несколько человек в мире, у которых точно такой же нос, как у вас; есть другие люди, у которых точно такой же цвет волос или глаз; есть те, кто ходил в ту же школу; те, у кого такое же имя или фамилия, или даже оба; те, кто ел такую же еду, как и вы вчера вечером. Что делает вас отличительно вами? Не должны ли мы искать одно скрытое качество, которая отлично от всех остальных, чтобы найти то, что действительно может ассоциироваться с вами лично, а потом отложить в сторону все то, что есть общего с другими людьми, как на самом деле не принадлежащее вашей идентичности? Например, вы – это ваши отпечатки пальцев? Конечно же нет. Ваша идентичность представляет собой уникальную комбинацию качеств, которые, взятые по отдельности, возможно, сами по себе могут не быть уникальными. Ваша личность соткана из уникального способа, посредством которого множество особенностей и личного опыта, каждый из которых в отдельности может быть схож с тем, что есть у других людей, объединяются в отличительный формат.

Возьмем для сравнения христианскую практику Евхаристии (или причастия) – преломления хлеба в память о жертве Христа. Выпечка хлеба не является отличительно христианской, ни его ломание и съедение. Другие люди помимо христиан также пьют вино и совместно принимают трапезу. Люди даже вместе принимают пищу в память о прошедших событиях. Но причастие становится христианской практикой, когда все эти элементы собраны воедино и основываются на христианской истории. Вы могли бы совершить точно такие же внешние действия без привязки к христианской вере, и вы бы не приняли участие в той же самой практике. Христианская вера моделирует и обновляет все, что существует в этом мире, и она не перемещает нас в отдельный другой мир.

Точно так же вполне может оказаться, что взятые по частям и отдельно друг от друга многие из конкретных действий, предложенных в примерах на этом сайте, могут быть приняты или изобретены педагогами различных вероисповеданий. Мы не делаем громких заявлений, что на уровне отдельных стратегий эти примеры являются уникальными для христиан, хотя многие из них пришли на ум учителям именно благодаря их вере. Нас больше беспокоит, представляют ли они собой способ преподавания, который действительно соответствует христианскому мировоззрению, и мы полагаем, что когда с течением времени отдельные примеры объединяются в последовательную систему и имеют связь с христианской историей, то мы можем говорить об отличительно христианском преподавании. Это вопрос формирования наполненного содержанием целого, на которое оказывает влияние вера, а не то, насколько каждая составная часть имеет определенную принадлежность в данном случае христианской вере.

Внимание! Для дальнейшего чтения по данной теме см. статью: «Как увидеть Божью истину в светской учебной программе».