Большая картина: Христианская духовность
Христианская духовность
Что христианская основа добавляет к духовности в образовании?
Один из распространенных способов говорить об аспектах образования, где такие понятия как вера, надежда и любовь выходят на первый план, – это разговор о духовности, духовном становлении или духовном развитии. Как это повлияет на наши подходы к обучению, если мы начнем с предположения, что сидящие перед нами ученики – это не просто устройства для переработки информации или будущие участники экономических процессов, но и духовные личности? Короче говоря, имеет ли духовность что-либо общее с обучением?
Насущной проблемой в дискуссии такого рода является то, что мы могли бы подразумевать под духовностью. Некоторые люди рассчитывали, что разговоры о «духовном» могут помочь нам избежать проблем и разногласий, вытекающих из разговора о «религии». Разве не может акцент на «духовном» увести нас от неудобных разногласий по поводу верований и убеждений и помочь обратить внимание на чувства благоговения, удивления и принадлежности, испытываемые каждым? Это направление мысли оказалось заманчивым. Однако более близкий взгляд на продолжающиеся дебаты по вопросам духовности в образовании очень ясно показывает, что природа духовного опыта и его отношение к верованиям является одной из тех самых вещей, о которых люди имеют различные мнения. Наши представления о духовном будут влиять на то, как мы подойдем к этому в школе. На этом сайте основное внимание уделяется духовности, как она понимается в христианской традиции, и вкладу, который она может привнести в образование.
Христианская духовность, несомненно, – обширная тема. Здесь мы остановимся на нескольких общих принципах подхода к духовности в христианских традициях. В другой статье мы предлагаем краткую систему для практических размышлений о духовности в классе.
Духовность и повседневная жизнь
Есть такой взгляд на духовность, как на противоположность материальному и мирскому. Духовность с этой точки зрения – это, главным образом, витать в облаках, размышлять при свете свечи, и держаться подальше от повседневной рутины телесного существования. На самом деле, христианское богословие долго сопротивлялось восприятию духовного как простой противоположности телесному, или как чего-то таинственного, которое остается, когда человек сделал все свои повседневные дела.
Христианская вера подтверждает первоначальную положительную сущность творения. Она отмечает воплощение Бога как человека из плоти и крови, родившегося в скромной земной обстановке и умершего реальной смертью на кресте. Она ожидает воскресения верующих не к существованию в виде бестелесных привидений, но в воскрешенных телах и в восстановленном творении. Хлеб и вино – основные продукты в повседневной жизни, являются основными христианскими символами. Новый Завет не только обращается к какой-то невидимой внутренней части нас, но призывает нас чтить Бога своими физическими действиями: «И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, – говорит Павел в Послании к римлянам, – но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Римлянам, 6:13). Как Павел говорит в другом месте: «Прославляйте Бога в телах ваших» (1 Коринфянам, 6:20).
Духовность, следовательно, – это не избегание нашего земного существования. Суть ее в том, как наша жизнь формируется под воздействием того, что мы любим и чему отдаем себя. Она включает в себя сосредоточение на практических вещах здесь и сейчас. Поэтому духовность в классе – это не только невидимое и невыразимое, время с закрытыми глазами и особые ощущения; она включает в себя рассмотрение всех способов, посредством которых наши обязательства и наши отношения с Богом или отдаление от Него формируют нашу жизнь и опыт. Сюда может входить, например, изучение того, как вера влияла на поступки людей в истории или дизайн и технологии.
Духовность и посвящение
Поскольку духовность помогает придать форму нашей жизни, христиане утверждают, что каждый человек обязан сделать выбор своего духовного пути (к Богу или от Него). Различные убеждения и обязательства будут формировать различные духовные качества и различные модели жизни. Будут, несомненно, повторения и некоторые общие личные переживания, но важным для христианского понимания духовности является утверждение, что, в конце концов, важно то, чему вы посвящаете себя. Со временем мы начинаем становиться похожими на то, что помещаем в центре своей жизни.
Разговор о духовном развитии в общем, не принимая во внимание роль конкретных обязательств, немного напоминает желание научиться говорить на иностранном языке, не стараясь изучать какой-либо конкретный язык. Используя библейскую лексику – христианская духовность опирается на приглашение и повеление «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, и всеми силами твоими [и] возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Марка, 12:30). Помощь ученикам развиваться духовно будет включать в себя приобретение ясности того, что выбор и посвящение играют важную роль. Это может, например, подразумевать изучение последствий выбора персонажей произведения на уроке литературы или исследование на уроке иностранного языка того, как посвящение и обязательства людей формировали их жизнь.
Духовность и самоусовершенствование
Христианская духовность включает в себя призыв искать Бога и стараться сохранить верность Ему, но она также основана на убеждении, что вера не является методом самоусовершенствования. Духовный рост более заключается в доверии и получении, нежели в стремлении и совершенствовании. Одно из основополагающих христианских утверждений состоит в том, что если мы хотим приобрести способность жить в любви к Богу и ближнему, мы сначала должны осознать потребность в благодати. Благодать – это незаслуженное принятие и помощь, которые становятся доступными нам, когда мы открываем себя к тому, что Христос уже сделал для нас. Это включает в себя обучение тому, как выйти за рамки наших собственных усилий.
Это также означает, что духовность – не только стремление чувствовать себя более спокойно. Духовное развитие будет включать в себя не только положительные переживания, такие как восхищение и удивление; в нем также есть место преодолению своих собственных страхов и неудач, переживание исповедания, прощения, а затем благодарности за хорошие незаслуженные вещи. Христианская духовность не будет правильно отражена в классе, если мы позволяем свести ее до набора методов, позволяющих чувствовать себя более спокойно, или увещевания стать более приятным человеком, прилагая больше усилий. Роль благодати и благодарения могут быть изучены как с точки зрения понимания, так и с позиции переживаний в течение учебного дня.
Эти три акцента объединены определением духовности, таким как, например, предложенное Филиппом Шелдрейком: «Вся жизнь рассматривается с точки зрения осмысленных отношений с Богом, в Иисусе Христе, через пребывание Духа в человеке и в контексте сообщества верующих людей».1
Как, в таком случае, нам установить связь с повседневной деятельностью преподавания и обучения? Что это может означать – преподавать в свете христианского убеждения, чтобы у наших учеников была духовная жизнь? Различные примеры преподавания и обучения, представленные на этом сайте, дают конкретные ответы на эти вопросы. В следующей статье мы предлагаем краткую структуру, которая может помочь нам понять, что мы ищем, когда пытаемся серьезно подойти к духовному измерению обучения.
Ссылки
- P. Sheldrake, ‘Spirituality as an Academic Discipline,’ in A. Thatcher (ed.), Spirituality and the Curriculum, London: Cassell, 1999, 55-78, p.57.