Предварительные исследования

Зачем обращать внимание на следующие вещи: посмотри по-новому, вовлеки по-новому и действуй по-новому?

Выбирая категории для этого сайта, мы преследовали цель предоставить учителям простые, легкие в использовании опорные точки, вокруг которых педагоги и руководители школ могут строить понимание христианского преподавания и обучения. Именно поэтому мы не старались давать исчерпывающую или чрезмерно точную информацию. Вместо того, чтобы прилагать усилия и детализировать все аспекты процесса обучения, мы, опираясь на накопленный опыт различных проектов по разработке учебных программ, попытались отметить несколько полезных направлений работы. Однако также обратившись к соответствующим исследованиям, мы кратко представим некоторые ключевые связи для тех, кто хотел бы исследовать эту тему дальше.

Сообщества практик

Главным источником вдохновения для создания структуры, принятой на страницах этого ресурса, стали работы Этьена Венгера. В частности, его книга «Сообщества практик: обучение, смысл и идентичность» (которая, в свою очередь, основана на обширном диапазоне социальных, философских и педагогических исследований) предлагает основательное описание того, как общие практики сообщества приводят к обучению. Мы не будем пытаться изложить здесь все идеи Венгера, но кратко назовем только те немногие, которые непосредственно помогли сформировать структуру, используемую на этом сайте.

Говоря о «сообществе практик», Венгер подразумевает любую группу, которая в течение продолжительного времени занимается каким-либо общим делом. Очевидно, что вид сообщества практик, подразумеваемый нами в данном случае, – это учитель (учителя) и ученики, работающие вместе над достижением целей в сфере образования. Венгер в общих чертах описывает, как функционирует подобная группа, и как за счет участия в совместной деятельности происходит обучение. Мы сосредоточимся только на трех пунктах.

Воображение: «посмотри по-новому»

Венгер подчеркивает роль воображения в любой группе такого типа. Но когда он использует слово «воображение», он не имеет в виду фантазию, вымысел или творческое мышление, и не подразумевает вымышленное в противоположность подлинному. Он имеет в виду нечто больше похожее на наше мировоззрение – способы (истинные или ложные, фактические или вымышленные), посредством которых мы представляем мир вокруг нас и определяем смысл деятельности, в которой участвуем. То, каким мы видим дело, которое делаем, и то, как воспринимаем смысл нашего окружения, будет влиять на то, чему мы научимся в этой деятельности. Венгер раскрывает смысл этого, приведя такой пример:

«Двух каменотесов… спросили, что они делают. Один ответил: «Я режу этот камень, чтобы придать ему идеально прямоугольную форму». Второй сказал: «Я строю собор». Оба ответа правильны и имеют смысл, но они отражают разное отношение к окружающему миру. Различие этих двух ответов не означает, что один каменотес лучше другого в том, как он держит свой инструмент. На уровне участия они вполне могут делать одно и то же дело. Но это различие предполагает, что опыт того, чем они занимаются, и их восприятие себя в этом процессе существенно различны. Это различие является производной воображения» («Сообщества практик»).

Как отмечает Венгер, ни один из каменотесов ничего не придумывает, но каждый представляет свою задачу по-своему. Эта разница в воображении, вероятно, существенно влияет на отношения каждого из них к своей работе, и то, чему каждый учится, выполняя ее. Изменение воображения – может быть, к примеру, первый каменотес вдруг представит перед собой величественный собор, который станет плодом, отчасти, и его труда, или второй каменотес начинает чувствовать себя эксплуатируемым и обиженным – способно очень сильно повлиять на то, как человек ощущает выполняемую им работу.

То же самое справедливо и в классе. На очень простом уровне, если ученики представят себе, что ответ на вопрос на уроке является признаком, что ты «некрутой», в то время как учитель воображает, что активное участие имеет жизненно важное значение для процесса обучения, такое несоответствие в воображении будет приводить к разочарованию. Более крупные масштабы смысла также играют свою роль. Что может измениться на уроке, например, если бы учителя и ученики могли увидеть в изучении языка другого народа способ любить своего ближнего? Как это могло бы сравниться с восприятием этой же задачи как способа повышения будущих экономических возможностей, развития туризма или же простого выполнения требования учебной программы ради оценок? Видеть по-новому для нас означает осмысление того, как подобные изменения воображения могут быть связаны с христианским мировоззрением, и их значимости для преподавания и обучения. Как может видение по-новому христианским взглядом привести к переосмыслению нашей работы?

Участие: «вовлеки по-новому»

Наряду с активной ролью, которую в формировании нашей практики играет видение нашего дела и окружающего мира, эта практика – нечто большее, чем воображение. Венгер также подчеркивает важность участия. Практика принимает форму, когда мы вместе участвуем в деятельности, ориентированной на общие цели, и эта вовлеченность может принимать различные формы. В одном классе ученики вполне привыкли прерывать учителя, задавая вопросы, с целью получить разъяснения. В другом классе они молча сидят, пока учитель их о чем-нибудь не спросит. В третьем ученики, придя в класс, сразу же берут на себя ответственность за планирование своего обучения, исходя из списка возможных задач и имеющихся ресурсов. Это все разные формы участия, способы принятия своей роли в совместной деятельности. В любом сообществе существуют определенные формы участия, которые имеют тенденцию преобладать или кажутся наиболее приемлемыми. Привычки, укоренившиеся в той или иной группе, помогают придать очертания тому, как члены этой группы формируют свое воображение выполняемых ими задач.

Этот аспект практики также затрагивает вопросы, относящиеся к пониманию того, как образование может быть христианским. Например, существуют ли модели участия, которые через проводимые в классе мероприятия отражают любовь и справедливость? Что они развивают преимущественно: индивидуальную гордость и амбиции или осознание необходимости учитывать благополучие других людей? Устанавливать какие связи мы мотивируем учеников? Позволяют ли практики на уроке физики, например, донести до учеников, что задавать вопросы о связи между наукой и мировоззрением или между наукой и этикой – это правильный и приветствуемый способ участия в изучении наук? Есть ли у учеников привычка воспринимать свою личную веру как имеющую отношение к обучению? Благодаря этим и подобным вещам конкретные виды участия, которые могут быть доступны для учеников, являются значительной частью этоса (нравственного облика) учебного сообщества. Они помогают формировать то, как ученики представляют себе свое образование.

Репертуар: «действуй по-новому»

Согласно Венгеру, воображение и участие – это важные составляющие того, как система приобретает форму, как формируется наш репертуар. Мы приносим в класс определенные способы восприятия мира, самих себя и того, что мы делаем. Мы выбираем определенные формы участия и отставляем в сторону другие. Мы также начинаем придавать конкретные очертания объединяющей нас окружающей среде, участвуя в процессе воплощения (берем идеи и превращаем их в объекты). Возможно, мы предпочтем групповую работу и поэтому расставим стулья вокруг общих столов. Возможно, мы хотим выразить одобрение или неодобрение, и поэтому мы создаем символы, такие как буквы, баллы или улыбающиеся лица. Возможно, мы хотим обратить внимание на авторитет учителя, и поэтому стоим за столом внушительного размера и говорим громким голосом. Возможно, мы хотим говорить о смирении, и поэтому меняем положение тела и вместе встаем на колени. Может быть, мы хотим научить уважать достоинство каждого человека, и поэтому намеренно устанавливаем зрительный контакт с каждым, кто входит в класс. Если такие действия повторяются в течение продолжительного времени, они превращаются в репертуар или систему конкретных способов находиться вместе, что придает этому классу свои особые ритмы и атмосферу. Репертуар – это то, каким должно быть происходящее в группе. Некоторые слова приобретают особые оттенки смысла, некоторые жесты становятся узнаваемыми сразу, определенные действия становятся ожидаемыми.

Разговор о репертуаре подталкивает нас к очередным вопросам о том, какая связь может существовать между преподаванием, обучением и христианским мировоззрением. Послания, переданные и усвоенные в классе, не просто должны иметь отношение к идеям, которые объясняет учитель. Они также чувствуются в атмосфере, в наглядных пособиях, в тоне голоса и жестах, в общих ритмах и практиках классной жизни. Преподавание и обучение методами, на которые влияет христианское мировоззрение, затрагивает не только упоминание христианских идей в содержании предмета. Если вера, надежда и любовь действительно влияют на преподавание, это обязательно приведет к разработке соответствующего репертуара. Это означает изменение наших практик так, чтобы способы нашего преподавания и совместного обучения отражали и укрепляли христианские взгляды.

Практики и развитие веры

Еще одним источником, оказавшим существенное влияние на мышление, лежащее в основе этого сайта, стала работа богослова Крэйга Дикстра, который, как и Этьен Венгер, размышлял о развитии и формировании под влиянием участия в общих практиках. Его книга «Возрастая в жизни по вере: образование и христианские практики» анализирует влияние на рост христианской веры. Дикстра отходит от мнения, что развитие веры имеет отношение только к формированию убеждений (хотя убеждения остаются важной частью этого процесса). Он обращает внимание на то, как формировались и получали развитие люди веры, принимая участие в практиках, отражающих форму христианской жизни. Христиане растут духовно не только за счет улучшения их понимания христианского богословия. Они также развиваются, получая опыт того, что значит быть частью сообщества, которое поклоняется вместе в пении и молитве, заботится о больных и принимает бедных, практикует прощение, когда кто-то поступил неправильно, выбирает страдать с теми, кому больно, вместе изучает Писание и трудится над совместным его истолкованием, и так далее. Такие практики образуют форму христианской общины веры. Христиане, принимая участие в этих практиках, получают возможность видеть и поступать соответственно христианскому мировоззрению.

Это означает, что вера и духовность несут в себе нечто большее, чем индивидуальные убеждения и личные внутренние ощущения. Мировоззрение и духовность – это не просто личное дело, они связаны с образом жизни. Образование, которое стремится быть христианским, будет отражать не только христианские верования, но и христианский образ жизни. Именно поэтому Дикстра пишет, что «педагогам-христианам нужно больше думать о том, как вести людей дальше, чем зависимость от «случайных актов доброты», к коллективным правилам жизни, которые основаны на самом глубоком понимании нашей традиции, и о том, как направить людей за пределы приватизированной духовности к более вдумчивому участию в том, что Бог делает в мире». Эта необходимость не означает, что мы желаем найти педагогические методы, которые заменят работу благодати по преобразованию нашей жизни. Это означает признание нашей совместной общественной жизни в качестве одного из каналов, через которые Божья благодать может производить свою работу, и предложение наших неполных и несовершенных практик Богу, чтобы Он трансформировал их и наполнил Своим присутствием. Работа Бога в мире заключается в таких действиях как прощение, примирение, исцеление, справедливость, вера, надежда, любовь. Как наши педагогические практики могут способствовать «вдумчивому участию» в перечисленном? Это ключевой вопрос, на котором строится наш сайт.

Дополнительные материалы

Две упомянутые выше книги являются полезными отправными точками для тех, кто начинает более глубоко изучать связь между мировоззрением и педагогическими практиками. Обе они относительно доступны (на английском языке).

Без сомнения, работы Дикстра и Венгера – это только верхушка намного большего айсберга работ о вере, практиках и образовании. Тесно связанный с работой на этом сайте проект представлен в сборнике статей «Преподавание и христианские практики: преобразование веры и обучения» под редакцией Дэвида И. Смита и Джеймса К. А. Смита (Grand Rapids: Eerdmans, 2011). Каждая из глав этого сборника посвящена одному или нескольким аспектам исторических христианских практик и исследует их значение для современного преподавания и обучения с основным акцентом на высшее образование. В этой книге также дается более подробное описание того, как подход к образованию с точки зрения христианских практик может быть плодотворным.