Занятия для начальной школы

  • Здоровье и благодарность

  • Благословения и библейский урок

  • Правила и добродетели

  • Ответственность и общество

  • Сильные и слабые стороны

  • Беспокойство и мир

  • Правила и сообщество

  • Искусство и надежда

  • Слова и действия

Здоровье и благодарность

Что если при изучении распорядка дня разговор пойдет о благодарности?

Учитель хотел, чтобы его ученики научились быть довольными тем, что имеют, осознавая, что у многих людей в мире этого нет, а также были благодарны Богу/родителям/близким за то, что те дают им каждый день, не воспринимая это как должное.

Урок/часть урока проводился без стульев за партами. Накануне дети получили домашнее задание: подготовить плакат «Мой день». В начале урока учитель предложил ученикам отметить каждый пункт своего распорядка дня: J – нравится; L – не нравится; K – всё равно. В процессе учитель обсуждал с детьми полученные результаты – почему что-то детям нравится делать, а что-то – нет. Также можно узнать подробности: как дети добираются в школу, что едят на завтрак/обед/ужин, как часто им приходится выполнять домашние обязанности (какие именно), сколько времени они тратят на выполнение домашних заданий, и какие для этого у них есть ресурсы.

Учитель предложил классу посмотреть фотоматериалы «Дети из разных уголков мира и их спальни»/«Экстремальная дорога в школу». После чего последовало обсуждение увиденного и сравнение с условиями жизни самих учеников. Также учитель рассказал историю из детства своего друга:

«Однажды Джон провел почти весь день в доме своего друга. И когда вечером он вернулся домой, мама спросила у него, поблагодарил ли он родителей мальчика, у которого так долго играл. Ответ был отрицательным. «Тогда вернись и поблагодари», – сказала мама. Джон пытался уговорить ее, что может сделать это в другой раз или по телефону. Но мама была непреклонна. Хотя уже был вечер, и Джон очень устал, ему пришлось вернуться в дом своего друга и поблагодарить его родителей за чудесно проведенное время. Прошло много лет, а Джон до сих пор помнит этот случай. А самое главное – не забывает благодарить людей».

Библия говорит о том, чтобы мы ценили то, что имеем, и благодарили Бога за это: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (Первое послание к Тимофею 6:6); «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Первое послание к Фессалоникийцам 5:18).

Наши родители, близкие люди также стараются восполнить наши нужды, иногда, ценой собственного благополучия. Мы должны ценить это. Как мы можем выразить свою благодарность?

Домашнее задание:

  • Фотопроект «Моя спальня»
  • По согласию родителей можно на неделю изменить/отказаться от чего-то привычного: любимая еда/одежда/игрушка/занятие; добираться в школу не на автомобиле, а пешком (если позволяет расстояние) или на общественном транспорте; спать на полу и т.п.
  • Написать благодарственное письмо/открытку.

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок основ здоровья как возможность побудить учеников к признательности и благодарности.

Обратившись к повседневной жизни учеников, проанализировав ее, учитель расширил способы участия; показав повседневную жизнь детей по всему миру, учитель побудил учеников размышлять над примерами, действиями и заданиями; предложив написать благодарственное письмо/открытку, учитель помог ученикам рассмотреть обучение с позиции отношений.

Учитель изменил свою практику:

  • Убрал стулья из классной комнаты, тем самым лишив детей привычного комфорта – осязаемые изменения обстановки.
  • Предложил детям на время отказаться от привычных, комфортных для них вещей; побудил выразить свою благодарность – создание возможности для практики.
  • Накануне урока поручил подготовить плакат «Мой день»; показал фотоматериалы про жизнь детей по всему миру; рассказал историю из детства своего друга; предложил поблагодарить близких людей и узнать каким было детство родителей/дедушки и бабушки – добавление личностного аспекта.

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – все, что мы имеем – от Бога, по Его великой любви и милости к нам.
  • Надежда – даже не имея всего желаемого, мы можем быть счастливы и благодарны.
  • Любовь – в том, что мы не воспринимаем как должное то, что имеем, ценим это и выражаем благодарность Богу и людям.

Что это меняет?

Учитель способствовал тому, чтобы дети учились замечать все то доброе, что имеют в своей жизни, и были благодарны Богу и людям за заботу о них.

Что еще можно сделать?

  • Узнать у родителей/бабушки/дедушки, каким было их детство: как они добирались в школу, что ели, какие у них были обязанности, сколько времени тратили на выполнение домашних заданий (какие для этого у них были ресурсы).
  • Изложить свои мысли о выражении «Боже, научи меня быть благодарным за то, что я имею, прежде чем время заставит меня быть благодарным за то, что я имел».
  • Организовать поддержку/помощь кому-то, кто находиться в более стесненных жизненных обстоятельствах.

 

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение рекламы поможет ученикам задуматься об умении быть довольным?

Что если Неделя книги посвящена благодарности и даянию?

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

 

Благословения и библейский урок

Что если изучение темы благословения будет о том, как быть благословением для других?

Третий класс, в котором преподавал Натан, на библейском уроке изучал разные виды молитвы и благословений. Натан хотел продолжить эту тему на уроке основ здоровья и поговорить о том, как люди могут быть благословением для других.

«Я представил идею благословения как то, что мы не заработали никакими своими поступками. Это то, дается бесплатно, как подарок. Чтобы продемонстрировать это, я сделал моему классу подарок в виде пяти минут дополнительного времени игры после урока. Я показал два благословения, и мы прочитали их вслух и обсудили:

  • Пусть бремя этого дня будет легким для вас, и пусть Бог закутает вас в одеяло Его любви.
  • Пусть для ваших рук будет работа, друзья для вашего сердца и любящий дом, где преклонить голову.

Я попросил учеников выбрать благословение, закрыть глаза и представить себе человека, который им дорог. Когда я вслух читал эти благословения, я попросил их вместо местоимения «вы» вставить имя этого человека.

Я попросил учеников написать короткое благословение от себя для кого-то другого, думая о его потребностях. Например, «пусть дорога на работу будет без пробок» (для мамы). Некоторые дети предпочли написать благословение в форме молитвы: «Пусть Бог сделает ваш день радостным».

Мы продолжили говорить о том, как мы можем быть живым, реальным благословением для других, делая их день лучше. Дети придумывали практические идеи о том, как они могут это сделать. Они написали свои имена на листках бумаги, которые мы сложили в шляпу, и вытягивая их, мы разделили класс на пары. (Моей парой стал помощник преподавателя.) Каждый ребенок выбирал один из способов, которым он может быть благословением для своего партнера. Мы подчеркнули, что суть этого действия не в том, чтобы привлечь внимание к тому, что мы делаем, и не в получении вознаграждения за свой поступок.»

Что здесь происходит?

Натан увидел, что он может провести урок по основам здоровья с точки зрения благословения, в основании которого лежит христианская концепция благодати, — любовь, которая незаслужена и дается без какой-либо оплаты. Он переключил внимание с себя на других.

Он вовлек свой класс, установив связи между верой и жизнью при изучении двух предметов. Он поощрял свой класс учиться у того, что они делают по теме благословений, а не только узнавать о них.

Натан изменил свою практику, построив свой урок на концепции благодати, изменив взаимодействие учеников и сделав свое обучение личностным (связав его с человеком, близким ученику).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Благословения — это способ передачи любви другому человеку. Благословения – это не просто слова, за ними могут следовать действия, и тогда человек становится благословением для другого человека. Благословения несут в себе надежду, потому что мы их не зарабатываем; они являются выражением благодати — незаслуженной любви и доброты. Поэтому они могут разорвать цикл того, что люди получают только то, что они заслуживают, и этим самым перенести отношения на другую основу.

Что это меняет?

Установление связей между библейскими уроками с предметом основ здоровья ясно показывает, что развитие личности может происходить на основании веры.

Что еще можно сделать?

Можно использовать другие связи с верой и личностным развитием, такие как ценности в Библии и то, как они проявляются в жизни людей как добродетели.

Узнать больше

Бог щедр и не делает исключений в Своих благословениях, которые Он дает праведным и неправедным (Евангелие от Матфея, 5:45). В ответ на это христиане призваны благословлять других людей, и не только тех, кто им нравится (Евангелие от Матфея, 5:46-47), потому что даже ненавистные сборщики налогов приветствовали своих друзей (приветствия часто содержали благословение, такое как «мир тебе»). Библия призывает людей благословлять тех, кто преследует их (Послание к Римлянам, 12:14), вместо того, чтобы призывать проклятие.

Благословения — это аспект благодати, которая являет собой незаслуженную любовь, благость, помощь и расположение Бога. Спасение дается по благодати (Послание к Ефесянам, 2:8); это данный Богом дар, а не то, что заработано, потому что никто не может сделать достаточно, чтобы ее получить. Хорошим примером благодати является открытая бутылка шампанского, как бы смешно это ни казалось. Это излияние чего-то хорошего, что мы не заработали и не создавали. Это Божья мера: утрясенная, утоптанная и наполненная с верхом (Евангелие от Луки, 6:38). Это создает наслаждение.

«Смех ближе всего к благодати Божьей» (Карл Барт).

Благодать означает жить, помня, что все, что мы имеем – это дар. Жить по благодати и изменяться возможно только с помощью Святого Духа.

«Еще раз повторю, никогда не думайте, что вы можете жить с Богом вашей собственной силой или способностями; но всегда обращайтесь к Нему за помощью и полагайтесь на Него, для всякой силы и благодати» (Дэвид Брейнерд).

Христианская жизнь – это жизнь с радостью и благодарностью. А это совсем другое отношение в отличие от простого соблюдения правил. Жизнь по благодати — это противоположность тому, когда человек делает только самый минимум, который от него требуется, или воспринимает жизнь как серию контрактов, когда мы делаем то, что от нас ожидается в этой ситуации, и не более того. Благодать меняет отношение сердца, состояние ума и образ жизни.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если тема о героях поможет ученикам посмотреть на себя более реалистично?

Что если урок литературы поможет ученикам задуматься о своем выборе?

Что если благодаря танцам ученики станут лучше понимать, что такое прощение?

Правила и добродетели

Что если обсуждение правил будет о том, что жизнь похожа на игровую площадку?

В классе Энди на уроке, посвященном гармоничной жизни вместе, обычно играли в игру «необитаемый остров». Однако, обычно это заканчивалось составлением списка правил класса, и Энди хотел изменить акцент этого урока:

«Я хотел обратить внимание на характер и сообщество, вдохновленное видением Божьего Царства, а также личности и учения Иисуса Христа. Если мы представим этот мир в качестве игровой площадки, то правила — это просто ограждение, создающее безопасное пространство для игры, ведь Бог хочет, чтобы мы качались на качелях, а не висели на заборе. Он хочет, чтобы мы вместе жили и работали в любви. Для этого нам нужно думать не только о правилах, но и о том, какими людьми мы становимся.

Я переработал свой урок, изменив используемый образ с необитаемого острова на игровую площадку. Я попросил класс придумать игровую площадку, которая им действительно понравится. Еще я попросил учеников описать, какими людьми они должны быть, чтобы вместе наслаждаться этой площадкой. Чтобы помочь им в этом, я сделал ссылки на их изучение христианских добродетелей на библейском уроке (любовь, терпение, доброта и т.д.). Они писали свои идеи на фигурках людей, вырезанных из цветной бумаги. Используя идеи каждого, класс определял общие цели, которые мы написали на больших листках.

Правила для идеальной игровой площадки были сформулированы только в самом конце, как «пограничные столбики», указывающие, что мы не делаем на нашей площадке. Правила были написаны на картонных табличках для столбиков, из которых состоял забор нашей игровой площадки. Мы нарисовали нашу площадку, добавили к ней столбики забора, фигурки людей, а также бумажные цветы. После этого я помог ученикам установить связь между игровой площадкой и классом.»

Что здесь происходит?

Энди увидел свой урок с точки зрения лежащего в основе видения, которое он продвигал, — правил, помогающих выжить, или правил как границ, где каждый участник может развиваться и получать удовольствие.

Он вовлек учеников в активное создание идеи сообщества с точки зрения комфорта для игры и наслаждения и помог им размышлять о том, как это связано с правилами, границами и классом.

Он изменил свою практику, используя новую метафору, на которой сфокусирован урок, установив связи между предметами (добродетели) и найдя конкретные способы отображения этой метафоры (столбики для забора, рисунок игровой площадки).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

В основе христианского мировоззрения находятся личность и учение Иисуса Христа и Небесное Царство – место Божьего мира, любви, справедливости и радости. Это то, что вдохновляет христиан. Вера в Иисуса означает, что христиане стремятся быть похожими на Него, а не просто соблюдать некий перечень правил. Вера в будущее от Бога означает, что люди могут начать жить согласно таким ценностям сейчас, создавая сообщества разных ценностей, которые могут служить другим людям. Этот альтернативный образ жизни может дать надежду миру.

Что это меняет?

Изменение образа с необитаемого острова на игровую площадку сразу создает положительное чувство. (Название «Эдем» означает «наслаждение», и мир, помимо всего прочего, можно рассматривать как созданное Богом место радости и удовольствия.) Использование видения и характера в качестве начальной идеи также помогло найти правилам подходящее место. Христианство не является верой, в основе которой лежат правила.

Узнать больше

Христианская жизнь определяется видением, а не правилами. Мы призваны стать похожими на Иисуса по своему характеру. Также это касается всего, каким может быть наш мир, вдохновленный видением нового неба и земли, где царят мир и Божья справедливость (Книга Пророка Исаии, 11:1-9; Откровение Иоанна Богослова, 21:4). Наше видение будущего может проявиться в том, как мы живем сейчас. Правила занимают свое место. Правила отмечают границы, но сами по себе правила не заставят людей действовать этично. Правила способны обуздать плохое поведение, но вера подразумевает намного большее, чем только это. Простое соблюдение правил не сделает вас хорошим спортсменом. Также простое следование правилам не делает человека хорошим христианином.

Некоторые современные общества склонны преувеличивать значимость отдельной личности. Хотя это принесло определенный тип свободы, это может привести к ослаблению связей с другими людьми. Отсутствие чувства принадлежности затрудняет человеку выбор с учетом интересов других людей. Библия подчеркивает важность сообщества. Апостол Павел сравнивает церковь с телом (Первое послание к Коринфянам 12:12-20), все члены которого зависят друг от друга, и где люди несут бремена друг друга (Послание к Галатам, 6:2) и разделяют успех и неудачи друг друга. Это создает сильный элемент принадлежности как Богу, так и друг другу.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение темы благословения будет о том, как быть благословением для других?

Что если уборка мусора соединит слова с действиями?

Что если время в кругу принесет мир?

Ответственность и общество

Что если уборка мусора соединит слова с действиями?

Элизабет хотела, чтобы ее ученики имели больше понимания своей ответственности за окружающую среду. Все они говорили, что заботятся об окружающей среде, но все равно регулярно бросали мусор.

«Я намеренно бросила на пол один смятый листок бумаги. Мы обсудили нашу ответственность за заботу об окружающей среде, и в ходе обсуждения все ученики согласились с тем, что мусорить – это неправильно.

«А как же эта бумажка?» — спросила я. И тогда класс заметил ее.

Я спросила: «Кто-нибудь здесь думает, что это всего лишь одна бумажка»?

Я дала каждому ученику листок бумаги, который он смял. Затем мы передали по классу коробку, и каждый ребенок бросил в нее бумагу, говоря: «Но это всего лишь один лист бумаги!»

Я взяла коробку и добавила в нее свой листок со словами: «Но это же всего лишь один единственный лист бумаги!», — а затем вытряхнула их на пол.

Мы говорили о том, как наше отношение, что наш мусор – это «всего лишь один листок бумаги», очень скоро приносит свои плоды, и что то, что мы делаем вместе, имеет больший эффект, чем наше индивидуальное действие. Это также означает, что вместе мы могли бы сделать намного больше, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. Затем мы посмотрели, что Библия говорит об ответственности за окружающую среду. Также мы рассмотрели идею о том, что мир дан нам Богом на время, и люди являются управляющими планетой по поручению Бога.»

Что здесь происходит?

Элизабет увидела свой урок как возможность помочь ученикам привести в соответствие их слова и действия так, что это побудило их измениться, и убеждения были использованы на практике.

Она вовлекла учеников в переосмысление существующих у них привычек и предположений, получение опыта от моделирования последствий действия и диссонанса (разговор об ответственности за окружающую среду, когда на полу лежит мусор).

Она изменила свою практику, меняя атмосферу, которую она создала в классе (мусор на полу), и, таким образом, выявила предположения учеников, используя объекты для фокусирования их внимания, а также устанавливая явные связи веры и жизни.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Вера — это не абстрактный набор убеждений, но то, что мы практикуем и выражаем в образе жизни среди других людей. Разбрасывание мусора как чего-то, что «меня не касается», не соответствует убеждению, что эта планета дана человечеству для того, чтобы оно заботилось о ней. Нам часто не удается быть последовательными в том, как наша вера выражается в наших действиях.

Что это меняет?

Элизабет закладывала основание для того, чтобы воспринимать веру и убеждения как нечто практическое, а не абстрактное. Это часть формирования менталитета, который не разделяет то, чему мы учимся и во что верим, от того, как мы живем. Она также ободрила своих учеников в том, что их действия могут дополнять друг друга, изменяя ситуацию.

Что еще можно сделать?

В наше время дети очень заинтересованы такими темами, как защита окружающей среды, справедливая торговля и стабильность экологической ситуации, и это могут быть хорошие темы, с помощью которых можно учить о жизни согласно своим убеждениям и о важных выборах, которых она требует от нас, чтобы наше общество жило хорошо.

Узнать больше

Знание и познание в Библии — это не только сбор информации, но и обучение длиной в жизнь. Среди слов, используемых в Библии для описания того, что такое знание, есть слово информация, но знание также включает в себя личные отношения и опыт. Псалом 8 рассказывает нам, как псалмопевец смотрит на небо и видит чудеса творения; также он размышляет о своем месте во вселенной. Он не просто собирает информацию (Псалтырь, 8:3-4).

Библия призывает людей служить более широкому сообществу и трудиться для его благополучия (Книга пророка Иеремии, 29:7), что включает в себя заботу об окружающей среде. В Книге Бытие Бог говорит о сотворенном мире, что он «очень хороший», и Он доверил его людям, чтобы они заботились о нем (Книга Бытие, 2:15). Люди получили власть над Землей, чтобы принести творческий порядок и выполнять свои обязанности (Книга Бытие, 1:28). Забота о Земле — это обязанность христианских общин, а не только отдельных людей, потому что эта планета дана нам во временное пользование; она принадлежит Богу (Псалтырь, 23:1). В Библии есть инструкции об использовании окружающей среды: как заботиться о птичьих гнездах, как защитить плодовые деревья во время войны (Книга Второзаконие, 20:19-20). Эти полезные советы сохраняют природу для будущих поколений.

«Большая часть экологической этики и политики устойчивого развития может быть построена именно на позиции гостя. Просто подумайте о том, чтобы вы делали или не стали бы делать, будучи гостем в чужом доме. Сколько бы вы съели с их стола, даже если бы вам показалось, что это банкет, накрытый для вас? Вы бы изрубили мебель, чтобы разжечь камин? Убили бы их домашних животных? Запретили бы другим гостям пользоваться щедростью хозяина? Что бы ни лежало в основе этой чувствительности – вера в Бога или что-либо иное – мы действительно гости здесь на короткое мгновение долгого периода существования вселенной. Мы же продолжаем вести себя как надменный хозяин себе во вред» (Джереми Бенштейн«Люди и Книга», журнал «Иерусалим репорт», 7 октября 2002 г.).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если обсуждение правил будет о том, что жизнь похожа на игровую площадку?

Что если время в кругу принесет мир?

Что если изучение темы благословения будет о том, как быть благословением для других?

Сильные и слабые стороны

Что если тема о героях поможет ученикам посмотреть на себя более реалистично?

В качестве одной из тем на уроке по основам здоровья Джуди говорила об уважении к себе. Она хотела помочь своим ученикам реалистично воспринимать свои слабые и сильные стороны и заложить для этого более прочную основу, не зависящую от их мнения о себе.

«Я решила поговорить о значимости и достоинстве, а не о самооценке. Я хотела использовать примеры людей, которые достигли успеха различными способами — некоторые обычными, а некоторые экстраординарными — а также определить должное место достижений. Отвлекая внимание от самих учеников, я надеялась, что они свободно будут исследовать слабости персонажей, а также их сильные стороны, и использовать это как способ размышления о том, что они думают о других и о себе.

Я изменила свой подход к теме личного развития, и мы сделали мини-проект о героях. Мы отмечали людей, которые достигли успеха в разных сферах, но мы также рассматривали их потребность в других людях в то время, когда они не чувствовали себя уверенно и когда ошибались. Это не умаляло их достижения или их достоинство. Я изменила задания, включив другой взгляд на героев. К материалам уроках я добавила облачка мыслей, в которых было то тревожило героев, и их неуверенности, а также пустые прямоугольники для ошибок героев.

В завершение проекта каждому ученику я дала контур фигурки героя с облачками мыслей и прямоугольниками. Они рисовали себя и могли размышлять о вещах, в которых они не были уверены, и о тех временах, когда они чувствуют, что у них все получилось. Наша школа христианская, и я представила ученикам идеи того, что мы — Божий шедевр и сокровище, и что Он принимает людей по благодати, несмотря на наши недостатки. Хотя Бог принимает людей такими, какие они есть, Он не оставляет их такими. С помощью Святого Духа верующие люди меняются. Нам может не хватать уверенности, мы можем сделать неправильный выбор или ошибиться, но это не мешает Богу любить нас — картина может быть сильно повреждена, но ее можно восстановить. Мы говорили о том, как люди могут признавать недостатки перед Богом и знать, что Он прощает и помогает им измениться.»

Что здесь происходит?

Джуди увидела урок по основам здоровья с точки зрения достоинства и значимости и их связи с взаимозависимостью. Она также увидела связь достоинства с благодатью.

Она вовлекла учеников в изучение сильных и слабых сторон, так чтобы они смогли применить это к своему мнению о себе и думать о том, как это связано с верой.

Она изменила свою практику, изменив способ формулировки заданий и рабочих материалов (переживания наряду с достижениями, связь с Богом), разработав ресурсы и использовав образы, чтобы сосредоточить внимание учащихся на теме урока и сделать связи с верой очевидными.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Христиане видят свою значимость прежде всего в том, что Бог их любит, но доверие Богу в том, что Он дает чувство достоинства — это проявление веры. Это не означает, что христиане не нуждаются в признании других людей. Бог действует через других, чтобы ободрить и поддержать нас. Наша глубокая потребность в понимании того, что мы имеем значимость, может привести к низкой самооценке, если мы не чувствуем признание и любовь со стороны других людей. Также это может привести к неадекватному ощущению нашей личной важности, если мы будем подкреплять эту потребность своим положением, властью, злоупотреблением отношениями или привлечением внимания к себе. Если мы проигнорируем отрицательные качества нашего характера, мы создадим непрочное чувство достоинства, которое не сможет устоять при встрече с реальностью.

Что это меняет?

Уроки об уважении к себе обычно фокусируются на нашем восприятии достоинства и значимости. Джуди сместила центр внимания так, чтобы это в меньшей степени зависело от эмоций и уверенности в себе, и больше было связано с тем, как мы ценим друг друга в сообществе и получаем любовь от других и от Бога.

Что еще можно сделать?

Вопрос о том, где люди находят свое чувство значимости, можно исследовать на уроках театрального искусства, литературы, истории и изобразительного искусства. Например, изучая литературное произведение ученики могут рассмотреть, как его персонажи видят себя, и на чем основана их оценка. Портреты могут показать как самооценку самого человека, так и то, каким художник видит его (например, «Портрет Джиневры де Бенчи» Леонардо да Винчи).

Узнать больше

Наше мнение о себе связано с тем, как мы видим себя, как нас видят другие, и как Бог видит нас. Бог смотрит на сердце и знает о нас все (1 Книга Царств, 16:7). Бог нет имеет никаких иллюзий о нас, но Он продолжает нас любить. Еще есть то, как нас воспринимают другие – быстрый взгляд на самих себя глазами других может пробиться сквозь толщу самообмана, но другие люди не всегда бывают правы.

«О, если бы какая-то сила дала нам дар, чтобы увидеть себя так, как другие видят нас!» (Роберт Бернс).

Наконец, у нас самих есть свое восприятие себя. В этом Библия призывает нас к смирению. Библейское смирение – это не низкая, а реалистичная оценка самого себя.

Библия говорит, что люди являются сокровищем для Бога (Книга Второзаконие, 26:18). Бог все знает о каждом человеке еще до его рождения (Псалтырь, 138:13; Книга пророка Иеремии, 1:5). Источником значимости и достоинства является Бог, но они могут быть подтверждены другими людьми.

Мы все грешим и неспособны соответствовать не только нашим собственным идеалам, но также и Божьим стандартам (Послание к Римлянам, 3:23). Библия не игнорирует грех – отношения с Богом и с другими людьми возможно восстановить только через покаяние, прощение и доверие. Путь к ощущению своей ценности и значимости заключается не в игнорировании наших недостатков, а в том, чтобы встретиться с ними лицом к лицу. Знание того, что мы любимы и прощены Богом, приносит с собой свободу противостоять личным недостаткам без разрушения чувства собственного достоинства. Покаяние и чувство вины иногда воспринимаются негативно, но чувство вины может быть предупреждающим знаком, также как, например, боль. Может быть ложное чувство вины, и другие люди могут навязать человеку такое чувство, но эти неправильные примеры не устраняют тот факт, что чувство вины необходимо нам, чтобы мы сохраняли свой нравственный облик. Нам нужно знать, когда мы заходим слишком далеко. Покаяние помогает людям справляться с прошлыми грехами и, получив прощение, продолжать жить дальше.

Спасение дается только по благодати – это Божий дар – и мы не можем его заработать, потому что никто для этого не хорош достаточно (Послание к Ефесянам, 2:8). Этот акцент на благодати (а не только достижениях человека) для спасения означает, что образ жизни, который отличает сострадание и нравственное поведение, должен вытекать из отношений с Богом на основании любви, а не постоянных усилий сделать достаточно, чтобы быть принятым Богом. Наше чувство достоинства должно быть усилено отношениями любви в семье и сообществе христиан, так чтобы мы могли обратиться наружу и служить другим.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если мы будем выражать признательность за настойчивость, а не только за достижения?

Что если неудачу рассматривать как возможность послужить?

Что если люди с недостатками могут что-то изменить?

Беспокойство и мир

Что если время в кругу принесет мир?

Дженни знала, что некоторые ученики в ее дошкольной группе испытывают тревогу. Через средства массовой информации до них доходит много плохих новостей, хотя они не до конца понимают их. Дженни хотела использовать время в кругу, чтобы помочь детям справиться со своими тревогами. Она слышала о южноамериканских «куклах беспокойства» (Worry Dolls) и считала, что мягкость кукол может принести утешение; но она хотела найти какой-то способ, который бы помог детям рассказать свои заботы Богу, если они этого захотят.

«Меня вдохновила идея с куклой, и я хотела использовать нечто подобное, но я также хотела связать ее с тем, что мы можем отдать свои тревоги Богу. Мы сидели в кругу на полу на подушках. Я хотела создать уютную обстановку. Мы говорили о том, что мы можем сделать, когда испытываем тревоги, и с кем мы можем поговорить. Я хотела заверить детей, что они могут поговорить с Богом, а также с кем-то из взрослых или друзей. Мы говорили о том, как поделиться с Богом своими тревогами, о Его заботе о нас и о мире, который Он может дать. Я говорила о надежде на будущее и о том, что любовь Бога сильнее ненависти и всего плохого в жизни.

После этого я показала им мягкую сумку из флиса, в которой был мягкий безопасный для детей игрушечный голубь. Я объяснила, что голубь является символом Бога Святого Духа и мира. Мы передавали голубя друг другу, чтобы каждый мог подержать его, и я показала маленькую сумочку, в которой он жил. Я объяснила, что мы можем сделать тихий уголок, где дети могут подержать этого голубя, произнести молитву и положить свои невидимые заботы в сумку, этим самым символически отдавая их Богу.

Мы сделали тихий уголок, который завесили тканью, и поставили там стул, там же я поместила голубя и сумку со стихом из Библии: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 послание Петра, 5:7). Этот тихий уголок был доступен в течение недели для каждого, кто хотел воспользоваться им.»

Что здесь происходит?

Дженни увидела время в кругу как способ реагировать на беспокойство своих учеников таким образом, который отражал веру в Бога и давал им уверенность, что их ценят и любят, и что они могут быть в состоянии мира.

Она вовлекла учеников в обсуждение и обмен опытом, а также расширила свой опыт преподавания, включив молитву как форму реакции на тревогу.

Она изменила свою практику, изменив обстановку комнаты для времени в кругу, использовав подушки, круг и мягкую детскую игрушку для того, чтобы обеспечить ободряющую атмосферу, и создав молитвенный уголок.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Надежда – это глубокая уверенность в том, что зло не восторжествует, потому что Христос одержал победу над грехом на кресте. Это свидетельствует о том, что любовь сильнее ненависти и жизнь сильнее смерти. Вера в Божью любовь и доброту может справиться с тревогами и позволить нам больше узнать что-то мире, который дает Бог. Иисус подчеркнул, что Бог заботится о птицах и цветах; насколько больше Он будет заботиться о людях?

Что это меняет?

Такой способ организации времени в кругу показал детям стратегию борьбы с тревогами. Дженни дала им ритуал, объяснив, что духовность влияет на тело, а также затрагивает наш разум и эмоции.

Что еще можно сделать?

Дженни также могла бы найти другие подходящие методы, которые могли бы помочь справиться с тревогами и другими проблемами и преподнести их в рамках христианской системы.

Узнать больше

Как тревога, так и надежда связаны с будущим, но по-разному. У тревожащегося человека есть настоящее, разрушенное страхами о будущем; христианская надежда на будущее, когда все будет хорошо, изменяет то, как мы живем сегодня, и помещает наши тревоги в более широкий контекст.

«И все будет хорошо, и все будет хорошо, и вообще все будет хорошо» (Юлиана Норвичская).

«Мы с легкостью справимся, если только каждый день будем брать на себя бремя, назначенное на этот день. Но груз будет слишком тяжелым для нас, если сегодня мы снова возьмем вчерашнее бремя, а затем еще добавим бремя завтрашнего дня прежде, чем нам нужно будет его нести» (Джон Ньютон).

Христианская надежда позволяет, имея веру в Бога и будущее, приготовленное Им, изменять то, как мы живем сегодня. Библия учит, что однажды мир будет сотворен заново и станет местом справедливости и радости, любви и мира. Нам не о чем будет беспокоиться (Книга Откровение, 21:4).

Так же, как и боль, тревога — это система предупреждения, которая помогает нам выжить. Сама по себе она не обязательно является отсутствием доверия Богу. Некоторый уровень беспокойства может помогать нам оставаться в безопасности и останавливать нас от опасных для нас действий.

Важно то, что мы делаем с беспокойством и тревогами. Библия побуждает к молитве, к тому, чтобы мы полагались на любящего Бога (Послание к Филиппийцам, 4:6) и чтобы проживали каждый день, не тревожась о будущем (Евангелие от Матфея, 6:34). Библия никогда не утверждает, что Бог защищает людей от всех страданий; вместо этого она призывает людей передать свои беспокойства тому, кто управляет миром (1 послание Петра, 5:7). Тревога Библейское искупление изменяет то, как тревога действует на человека – она может обращать людей к Богу и к другим (1 послание Петра, 4:19).

Суть мира согласно Библии — это целостность, это когда в наших отношениях, в наших телах и умах и в мире, где мы живем, все правильно. Это позитивный мир, а не просто отсутствие конфликта. Чувство Божьего мира — это предвкушение того мира, который Бог создаст в будущем (Евангелие от Иоанна, 14:27). Чувства мира и надежды не означают, что жизнь будет легкой.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если обсуждение правил будет о том, что жизнь похожа на игровую площадку?

Что если уборка мусора соединит слова с действиями?

Что если изучение темы благословения будет о том, как быть благословением для других?

Правила и сообщество

Что если урок о правилах поведения будет о том, как развиваться вместе?

В начале нового учебного года Эмма хотела создать атмосферу класса для своих 9-11-летних учеников. Она решила провести урок по-новому и лично участвовать во всех видах деятельности, запланированных на этот урок.

«Я начала урок с того, что вместе с учениками села в круг на полу. В центре круга я положила большие листы бумаги для записи наших ответов. Я задала следующие вопросы:

  • Каким мы хотим, чтобы был наш класс? Почему?
  • Чего мы не хотим? Почему?
  • Можем ли мы создать такой класс, где каждый сможет расти и учиться?

Мы прочитали ответы и обсудили их, создавая общее видение. Чтобы еще больше его конкретизировать, мы использовали ролевую игру, в которой могли исследовать различные способы поведения и отношения, которые делают класс таким местом, где ученики могут развиваться и служить друг другу. Вместо того, чтобы сразу начать устанавливать правила, мы обсудили следующий вопрос: «Какими людьми мы должны быть, чтобы наш класс стал таким?» В ответ на это ученики добавляли добродетели к контуру человека, нарисованному на большом листе. (Они познакомились с христианскими добродетелями и ценностями, изучая предыдущую тему.) Для каждой добродетели они исследовали следующие вещи:

  • Какое мышление, чувства и действия здесь используются?
  • Как мы можем помочь друг другу становиться такими?

Также мы определяли, как это будет выглядеть практически в классе в поведении учителей и учеников. Например, если мы хотели, чтобы в классе было уважение, практические действия могут заключаться в том, что когда говорит один человек, другие будут опускать руки и слушать, пока он не закончит. Для этого нужен самоконтроль. В завершение класс решал, какие правила будут приняты в классе в результате этого процесса.»

Что здесь происходит?

Эмма увидела, что в классе нужно было изменить не только правила, но и культуру. Речь идет о том, какими людьми мы становимся. Она хотела перейти от правил к видению и добродетелям и создала возможность для учеников взять на себя ответственность за совместный климат и самоконтроль с их стороны.

Она вовлекла учеников непосредственно в обсуждение видения для класса, дав им на себе испытать последствия идей, возникших в ходе ролевой игры, и сфокусировав их внимание на добродетелях и на том, как ученики относятся друг ко другу.

Она изменила свою практику, обратив внимание на обстановку класса, конкретные вопросы, которые будут заданы, и на способы управления взаимодействием учеников (рассадив их в круг).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Библия показывает нам Иисуса Христа как пример того, каким может быть человек, и призывает людей развивать в себе такой характер, как у Него (Послание к Филиппийцам, 2:5), в качестве основания для хорошей жизни вместе. Для христиан характер Иисуса определяет направление развития добродетелей в человеке. Еще одним определяющим фактором являются плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, терпение, кротость, доброта, благость, верность и самообладание. В конечном итоге, христианская надежда на будущее – это новая земля, где царят справедливость, мир, любовь и радость, и где люди служат друг другу. Христианский образ жизни заключается в том, чтобы сейчас начать жить в будущем и практиковать альтернативный образ жизни, который отличает вера, надежда и любовь.

Что это меняет?

Часто мы начинаем учебный год с правил поведения в классе, в формировании которых ученики могут фактически не принимать участия. В противоположность этому Эмма подчеркнула, что ученики становятся такими людьми, которыми они хотели бы быть. Она также рассматривала это как процесс, происходящий в сообществе, а не только как развитие отдельной личности. В контексте христианской школы это было четко передано христианским учением.

Что еще можно сделать?

За этим может последовать ведение дневника, наставничество или, возможно, использование системы взаимопомощи, когда ученики одного возраста помогают друг другу. Такой подход может привести к дальнейшей работе по развитию личности и становлению веры, в зависимости от ситуации. Некоторые добродетели, изучаемые как часть этого процесса, могут глубже изучаться во всей школьной программе и через разделы программы, посвященные жизни в сообществе. Рассмотрение того, как целенаправленно создавать атмосферу класса в начале учебного года, применимо ко всем предметам.

Узнать больше

Христианская жизнь основывается на видении людей, которыми мы можем быть, а не на правилах. Суть в том, каким людьми мы становимся, вдохновленные Иисусом Христом и получив поддержку от Него (1 послание Иоанна, 2:6). Также это касается всего, каким может быть наш мир, вдохновленный видением нового неба и земли, где царят мир и Божья справедливость (Книга Откровение, 21:4). Наше видение будущего может проявиться в том, как мы живем сейчас.

«Истина в характере. Христос не просто говорил правду; Он был истиной, во всех отношениях; ибо истина – это субстанция, заключающаяся не в словах, а в жизни и бытии» (Фредерик У. Робертсон).

Правила занимают свое место. Они как забор вокруг детской площадки – отмечают границы. Но Бог хочет, чтобы мы катались на качелях, а не висели на заборе. Правила сами по себе не заставят людей действовать этично; они могут обуздать плохое поведение, но вера подразумевает намного большее, чем только это. Простое соблюдение правил не сделает вас хорошим спортсменом. Также простое следование правилам не делает человека хорошим христианином. Характер (или добродетель) — это множество небольших решений, принятых с Божьей помощью. Эти решения и наш выбор производят в нас изменения, пока они не начнут происходить автоматически и не станут частью нашего характера. Это формирование нового образа жизни.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если практика на уроке иностранного языка поможет ученикам задуматься об обществе?

Что если обсуждение правил будет о том, что жизнь похожа на игровую площадку?

Что если, изучая дизайн и технологии, речь пойдет о служении обществу?

Искусство и надежда

Что если картина сможет дать ободрение, чтобы быть настойчивым и сохранить надежду?

На своем уроке изобразительного искусства Майк хотел поговорить о настойчивости и надежде, но обнаружил, что это трудно, поскольку большинство учеников думали о надежде с точки зрения оптимизма, а у некоторых, казалось, «запас прочности» был совсем небольшой.

«Я решил использовать непрямой подход и для этого взял картину под названием «Надежда» Фредерика Уоттса, которая на первый взгляд кажется совсем не вселяющей надежду. Я затемнил класс и просто показывал на экране эту картину. Также я сделал музыкальное сопровождение (я использовал композицию «Замерзшие океаны Голубой планеты» Джорджа Фентона). Я попросил учеников поделиться, что они увидели на картине, и мы поговорили о настроении картины и чувствах, которые она вызывает. Я попросил их угадать название картины. Никто не предложил слово «надежда». Я открыл название и попросил их снова посмотреть на картину и постараться найти какие-нибудь подсказки, почему она называется «Надежда», но они не смогли. Я указал ученикам на некоторые признаки надежды:

  • Надежда — это фигура с завязанными глазами, которая сидит в одиночестве на неустойчивом земном шаре, плавающем в море (некоторые думают о жизни именно так). Она беззащитна, но не побеждена, она все равно сидит на вершине своего мира.
  • Она прижимается к арфе, на которой только одна струна. Все остальные порваны, но она продолжает играть на одной струне, решительно настроенная играть музыку.
  • Основные цвета картины – холодный зеленый и серый, и они нечеткие (надежда часто поддерживает нас, когда жизнь сбивает с толку и нет ясности). В небе есть одна маленькая звезда, которую женщина не может видеть. Неспособность увидеть звезду не меняет тот факт, что она есть. Любая надежда, которая есть у женщины, не зависит от того, что она видит, но обращена к невидимому будущему, рассчитывая, что есть какой-то источник поддержки.

Это не радостный оптимизм, когда все плохо – это надежда. Мы познакомились с историей картины, и как надежда, которую она воплотила, изменила жизнь людей. Мы продолжили обсуждение и говорили о том, какая надежда помогает нам устоять в трудные времена.»

Что здесь происходит?

Майк увидел свой урок изобразительного искусства как подходящее место для изучения надежды и ее связей с целью и доверием, а не только оптимизмом.

Он вовлек учеников косвенным образом с помощью картины и помог им задействовать несколько своих органов чувств (картина, музыка, слова), чтобы активировать их воображение. Его целью было более вдумчивое, созерцательное взаимодействие.

Майк изменил свою практику, выбрав ресурсы (фотография, музыка), которые будут раскрывать тему урока, и использовав их вместе с освещением. Также он подобрал вопросы для создания правильной атмосферы.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Люди часто цепляются за надежду во время наибольших трудностей, потому что сердце человека, хотя нередко искушаемое отчаянием, продолжает надеяться на что-то лучшее. Поскольку основанием христианской надежды является Бог, а не достижения или чувства человека, чтобы надеяться, нам не обязательно иметь чувство оптимизма. Для христиан надежда – это глубокая уверенность в том, что последнее слово не за злом, потому что Христос на кресте победил грех и смерть. Однажды мир будет обновлен, и это будет место справедливости и радости, любви и мира. Христианская надежда позволяет вере в Бога и в будущее, которое Бог приготовил, изменить настоящее. Вера в Божью благость дает надежду как сегодня, так и на будущее.

Что это меняет?

Майк понимал проблемы с отсутствием стойкости в жизни, которые испытывали его ученики. Он хотел, чтобы их отношение готовности слишком легко сдаться изменилось на стойкость с надеждой. Для этого ему нужно было, чтобы они перестали воспринимать надежду, как радостный оптимизм, и увидели ее как то, что может помочь, когда они чувствуют себя разочарованными, что сильно отличается от того, когда человек напрягается, чтобы казаться счастливым и держать улыбку. Он нашел способ задействовать их воображение.

Что еще можно сделать?

Этот урок может быть частью более широкой программы развития стойкости – чрезвычайно важного качества для учебы и жизни. В других областях изобразительного искусства картины могут создать новый взгляд на различные аспекты жизни и предложить устойчивые образы ученикам.

Узнать больше

Основанием христианской надежды является победа Иисуса Христа на кресте над грехом и смертью и вера в то, что однажды мир будет создан заново, и в нем не будет смерти, скорби или боли (Откровение Иоанна Богослова, 21:4). Согласно Библии надежда – это сейчас жить так, как будет в будущем. Когда, находясь на Земле, мы показываем какую-то часть ценностей и отношений небес, мы указываем на лучшее будущее. Иисус учил о Царстве Божьем в Своих притчах, и Его жизнь и учение выражали эти ценности. Христиане не призваны делать это в одиночку, но как соработники Бога (Второе послание к Коринфянам, 6:1). Христианский образ жизни несет надежду, свидетельствуя, что добро сильнее зла, что любовь сильнее ненависти и что жизнь сильнее смерти. Христианская надежда является коллективной, и суть ее не в том, чтобы выдавать желаемое за действительное, а в доверии. Мы думаем не только о наших личных надеждах, но и о наших надеждах, относящихся к другим людям, и о том, что мы можем сделать, чтобы реализовать эти надежды.

«Бог ищет нас с вами, чтобы мы стали Его соработниками» (Десмонд Туту).

«Каждая группа христиан – это своеобразная экспериментальная установка, показывающая, что нынешняя ситуация может измениться, если только мы начнем действовать правильно» (Фрэнсис Шеффер).

Без Святого Духа сохранять стойкость трудно, потому что именно Он подкрепляет и дает силы. Надежда тесно связана с настойчивостью (Послание к Римлянам, 5:3-5). Апостол Павел говорит о том, что можно сохранить стойкость при приближении к финишной линии своего жизненного пути благодаря надежде на Христа (Послание к Евреям, 6:17-20).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение искусства будет включать в себя любящее внимание?

Что если искусство поможет ученикам поделиться важными чувствами, мыслями и убеждениями?

Что если люди с недостатками могут что-то изменить?

Слова и действия

Что если уборка мусора приведет в соответствие слова и действия?

Элизабет хотела, чтобы ее ученики стали лучше понимать свою ответственность за окружающую среду. На словах они признавали эту ответственность, но это не проявлялось в их действиях. Она решила создать ситуацию, которая бы помогла ученикам привести в соответствие их слова и действия и принять конструктивную критику своего поведения в настоящее время.

«Я намеренно разбросала мусор по классу перед началом урока. Ученики вошли в класс, сели на свои места и делали вид, что не замечают лежащие на их партах фантики и обертки от печенья. Я начала общую беседу о том, что нам нужно заботиться об окружающей среде, и в ходе обсуждения все ученики согласились с тем, что мусорить – это неправильно. Тогда я спросила, будут ли они поднимать мусор, брошенный кем-то другим, и выбрасывать его в урну. Реакция учеников была разной, но некоторые сказали, что они будут это делать. И я указала им на мусор, лежащий вокруг них».

«А как же это?» – спросила я.

«Было очевидно, что это смутило некоторых учеников. Мы можем говорить, что подбираем мусор за другими людьми, но редко это делаем. Мы поговорили о том, что мы бы могли сделать, и в результате обсуждения я поняла, что мне нужно иметь наготове палки и перчатки для безопасного сбора мусора. Также мне стало понятно, что я должна быть готова выслушать критику».

Что здесь происходит?

Элизабет увидела свой урок об окружающей среде по-новому. Такая точка зрения создала возможность помочь ученикам привести в соответствие их слова и действия, взять ответственность за свои действия, и поразмышлять о степени своей внимательности к тому, что их окружает.

Она вовлекла учеников в переживание диссонанса (разговор об ответственности за окружающую среду, когда вокруг мусор) с целью вызвать индивидуальную реакцию учеников. Также она создала ситуацию, позволяющую «учиться у того, что изучаем», а не просто узнавать о чем-то.

Она изменила свою практику, используя среду в классе и подобрав вопросы таким образом, чтобы создать определенную атмосферу (умышленного дискомфорта).

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Вера без дел мертва. Когда нам вежливо указывают на то, что наше поведение не соответствует вере или ценностям, это помогает задуматься о том, в каких случаях наши убеждения служат оправданием бездействия, а когда они целостны. Осознание нашей ответственности друг перед другом и практика реализации убеждений в практических действиях помогает нам возрастать в любви к миру и друг к другу. Критика как таковая, сделанная правильно, может быть проявлением любви.

Что это меняет?

Многие дети растут в очень индивидуалистической культуре, где они не чувствуют ответственности за действия других. Поставить под сомнение этот факт и помочь ученикам увидеть его воздействие на их жизнь очень непросто, но подобные этому занятию подходы помогают сделать очевидными наши очень эгоцентричные взгляды на мир и побуждают задуматься о других. Когда школьники учатся принимать критику и чувствуют себя способными предлагать действия, в которых также участвуют их учителя, чтобы отношения на уроке не были односторонними, это помогает классу развиваться вместе.

Что еще можно сделать?

В наше время дети очень заинтересованы такими темами, как защита окружающей среды, справедливая торговля и стабильность экологической ситуации. Темы, подобные этой, могут помочь связать жизнь согласно своим убеждениям с принятием важных решений, которые нам необходимо принять, чтобы наше общество жило хорошо. На веб-сайтах христианских организаций, таких как World Vision (http://www.worldvision.org/), можно ознакомиться с примерами полезных инициатив, поощряющих сочувствие и иллюстрирующих последствия наших решений в жизни людей в других странах.

Узнать больше

Западной культуре свойственно подчеркивать индивидуальность, в принимаемых решениях, образе жизни и вкусах. И хотя она дает человеку некоторую свободу, она также может привести к одиночеству и отсутствию связи с другими людьми и окружающей средой. Нехватка чувства принадлежности к сообществу и определенной территории затрудняет принятие решений, касающихся других людей и окружающего мира. Основой христианского сообщества является понимание того, что все мы едины во Христе и мы выражаем это единство, проявляя заботу (Послание к Римлянам 12:9-10), что означает воплощение убеждений и взглядов в практические решения и действия. В христианском сообществе критику можно высказывать и принимать вежливо и тактично (одновременно с ободрением), чтобы она помогала развиваться.

Библия призывает людей служить более широкому сообществу и трудиться для его благополучия (Книга пророка Иеремии 29:7), что включает в себя заботу об окружающей среде. В Книге Бытие Бог говорит о сотворенном мире, что он «очень хороший», и Он доверил его людям, чтобы они заботились о нем. Люди получили власть над Землей, чтобы принести творческий порядок и выполнять свои обязанности. Забота о Земле – это обязанность христианских общин, а не только отдельных людей, потому что эта планета дана нам во временное пользование; она принадлежит Богу. В Библии есть инструкции об использовании окружающей среды: как заботиться о птичьих гнездах, как защитить плодовые деревья во время войны (Книга Чисел 35:33-34; Книга Второзаконие 20:19; Книга Второзаконие 22:6). Эти полезные советы сохраняют природу для будущих поколений.

«Значительная часть экологической этики и политики устойчивого развития может быть построена именно на позиции гостя. Просто подумайте о том, что бы вы делали или не стали бы делать, будучи гостем в чужом доме. Сколько бы вы съели со стола хозяев дома, даже если бы вам показалось, что этот праздничный стол накрыт для вас? Вы бы изрубили мебель, чтобы разжечь камин? Убили бы их домашних животных? Запретили бы другим гостям пользоваться щедростью хозяина? Что бы ни лежало в основе этой способности правильно чувствовать и понимать – вера в Бога или что-либо иное – мы действительно гости этой планеты на короткое мгновение долгого периода существования вселенной. Мы же продолжаем вести себя как надменный хозяин себе во вред» (Джереми Бенштейн«Люди и Книга», журнал «Иерусалим репорт», 7 октября 2002 г.).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если тема о героях поможет ученикам посмотреть на себя более реалистично?

Что если урок литературы поможет ученикам задуматься о своем выборе?

Что если благодаря танцам ученики станут лучше понимать, что такое прощение?

Занятия для средней школы

  • Здоровье и благодарность

  • Искусство и надежда

  • Здоровье и выбор

Здоровье и благодарность

Что если при изучении распорядка дня разговор пойдет о благодарности?

Учитель хотел, чтобы его ученики научились быть довольными тем, что имеют, осознавая, что у многих людей в мире этого нет, а также были благодарны Богу/родителям/близким за то, что те дают им каждый день, не воспринимая это как должное.

Урок/часть урока проводился без стульев за партами. Накануне дети получили домашнее задание: подготовить плакат «Мой день». В начале урока учитель предложил ученикам отметить каждый пункт своего распорядка дня: J – нравится; L – не нравится; K – всё равно. В процессе учитель обсуждал с детьми полученные результаты – почему что-то детям нравится делать, а что-то – нет. Также можно узнать подробности: как дети добираются в школу, что едят на завтрак/обед/ужин, как часто им приходится выполнять домашние обязанности (какие именно), сколько времени они тратят на выполнение домашних заданий, и какие для этого у них есть ресурсы.

Учитель предложил классу посмотреть фотоматериалы «Дети из разных уголков мира и их спальни»/«Экстремальная дорога в школу». После чего последовало обсуждение увиденного и сравнение с условиями жизни самих учеников. Также учитель рассказал историю из детства своего друга:

«Однажды Джон провел почти весь день в доме своего друга. И когда вечером он вернулся домой, мама спросила у него, поблагодарил ли он родителей мальчика, у которого так долго играл. Ответ был отрицательным. «Тогда вернись и поблагодари», – сказала мама. Джон пытался уговорить ее, что может сделать это в другой раз или по телефону. Но мама была непреклонна. Хотя уже был вечер, и Джон очень устал, ему пришлось вернуться в дом своего друга и поблагодарить его родителей за чудесно проведенное время. Прошло много лет, а Джон до сих пор помнит этот случай. А самое главное – не забывает благодарить людей».

Библия говорит о том, чтобы мы ценили то, что имеем, и благодарили Бога за это: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (Первое послание к Тимофею 6:6); «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Первое послание к Фессалоникийцам 5:18).

Наши родители, близкие люди также стараются восполнить наши нужды, иногда, ценой собственного благополучия. Мы должны ценить это. Как мы можем выразить свою благодарность?

Домашнее задание:

  • Фотопроект «Моя спальня»
  • По согласию родителей можно на неделю изменить/отказаться от чего-то привычного: любимая еда/одежда/игрушка/занятие; добираться в школу не на автомобиле, а пешком (если позволяет расстояние) или на общественном транспорте; спать на полу и т.п.
  • Написать благодарственное письмо/открытку.

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок основ здоровья как возможность побудить учеников к признательности и благодарности.

Обратившись к повседневной жизни учеников, проанализировав ее, учитель расширил способы участия; показав повседневную жизнь детей по всему миру, учитель побудил учеников размышлять над примерами, действиями и заданиями; предложив написать благодарственное письмо/открытку, учитель помог ученикам рассмотреть обучение с позиции отношений.

Учитель изменил свою практику:

  • Убрал стулья из классной комнаты, тем самым лишив детей привычного комфорта – осязаемые изменения обстановки.
  • Предложил детям на время отказаться от привычных, комфортных для них вещей; побудил выразить свою благодарность – создание возможности для практики.
  • Накануне урока поручил подготовить плакат «Мой день»; показал фотоматериалы про жизнь детей по всему миру; рассказал историю из детства своего друга; предложил поблагодарить близких людей и узнать каким было детство родителей/дедушки и бабушки – добавление личностного аспекта.

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – все, что мы имеем – от Бога, по Его великой любви и милости к нам.
  • Надежда – даже не имея всего желаемого, мы можем быть счастливы и благодарны.
  • Любовь – в том, что мы не воспринимаем как должное то, что имеем, ценим это и выражаем благодарность Богу и людям.

Что это меняет?

Учитель способствовал тому, чтобы дети учились замечать все то доброе, что имеют в своей жизни, и были благодарны Богу и людям за заботу о них.

Что еще можно сделать?

  • Узнать у родителей/бабушки/дедушки, каким было их детство: как они добирались в школу, что ели, какие у них были обязанности, сколько времени тратили на выполнение домашних заданий (какие для этого у них были ресурсы).
  • Изложить свои мысли о выражении «Боже, научи меня быть благодарным за то, что я имею, прежде чем время заставит меня быть благодарным за то, что я имел».
  • Организовать поддержку/помощь кому-то, кто находиться в более стесненных жизненных обстоятельствах.

 

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение рекламы поможет ученикам задуматься об умении быть довольным?

Что если Неделя книги посвящена благодарности и даянию?

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

 

Искусство и надежда

Что если картина сможет дать ободрение, чтобы быть настойчивым и сохранить надежду?

На своем уроке изобразительного искусства Майк хотел поговорить о настойчивости и надежде, но обнаружил, что это трудно, поскольку большинство учеников думали о надежде с точки зрения оптимизма, а у некоторых, казалось, «запас прочности» был совсем небольшой.

«Я решил использовать непрямой подход и для этого взял картину под названием «Надежда» Фредерика Уоттса, которая на первый взгляд кажется совсем не вселяющей надежду. Я затемнил класс и просто показывал на экране эту картину. Также я сделал музыкальное сопровождение (я использовал композицию «Замерзшие океаны Голубой планеты» Джорджа Фентона). Я попросил учеников поделиться, что они увидели на картине, и мы поговорили о настроении картины и чувствах, которые она вызывает. Я попросил их угадать название картины. Никто не предложил слово «надежда». Я открыл название и попросил их снова посмотреть на картину и постараться найти какие-нибудь подсказки, почему она называется «Надежда», но они не смогли. Я указал ученикам на некоторые признаки надежды:

  • Надежда — это фигура с завязанными глазами, которая сидит в одиночестве на неустойчивом земном шаре, плавающем в море (некоторые думают о жизни именно так). Она беззащитна, но не побеждена, она все равно сидит на вершине своего мира.
  • Она прижимается к арфе, на которой только одна струна. Все остальные порваны, но она продолжает играть на одной струне, решительно настроенная играть музыку.
  • Основные цвета картины – холодный зеленый и серый, и они нечеткие (надежда часто поддерживает нас, когда жизнь сбивает с толку и нет ясности). В небе есть одна маленькая звезда, которую женщина не может видеть. Неспособность увидеть звезду не меняет тот факт, что она есть. Любая надежда, которая есть у женщины, не зависит от того, что она видит, но обращена к невидимому будущему, рассчитывая, что есть какой-то источник поддержки.

Это не радостный оптимизм, когда все плохо – это надежда. Мы познакомились с историей картины, и как надежда, которую она воплотила, изменила жизнь людей. Мы продолжили обсуждение и говорили о том, какая надежда помогает нам устоять в трудные времена.»

Что здесь происходит?

Майк увидел свой урок изобразительного искусства как подходящее место для изучения надежды и ее связей с целью и доверием, а не только оптимизмом.

Он вовлек учеников косвенным образом с помощью картины и помог им задействовать несколько своих органов чувств (картина, музыка, слова), чтобы активировать их воображение. Его целью было более вдумчивое, созерцательное взаимодействие.

Майк изменил свою практику, выбрав ресурсы (фотография, музыка), которые будут раскрывать тему урока, и использовав их вместе с освещением. Также он подобрал вопросы для создания правильной атмосферы.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Люди часто цепляются за надежду во время наибольших трудностей, потому что сердце человека, хотя нередко искушаемое отчаянием, продолжает надеяться на что-то лучшее. Поскольку основанием христианской надежды является Бог, а не достижения или чувства человека, чтобы надеяться, нам не обязательно иметь чувство оптимизма. Для христиан надежда – это глубокая уверенность в том, что последнее слово не за злом, потому что Христос на кресте победил грех и смерть. Однажды мир будет обновлен, и это будет место справедливости и радости, любви и мира. Христианская надежда позволяет вере в Бога и в будущее, которое Бог приготовил, изменить настоящее. Вера в Божью благость дает надежду как сегодня, так и на будущее.

Что это меняет?

Майк понимал проблемы с отсутствием стойкости в жизни, которые испытывали его ученики. Он хотел, чтобы их отношение готовности слишком легко сдаться изменилось на стойкость с надеждой. Для этого ему нужно было, чтобы они перестали воспринимать надежду, как радостный оптимизм, и увидели ее как то, что может помочь, когда они чувствуют себя разочарованными, что сильно отличается от того, когда человек напрягается, чтобы казаться счастливым и держать улыбку. Он нашел способ задействовать их воображение.

Что еще можно сделать?

Этот урок может быть частью более широкой программы развития стойкости – чрезвычайно важного качества для учебы и жизни. В других областях изобразительного искусства картины могут создать новый взгляд на различные аспекты жизни и предложить устойчивые образы ученикам.

Узнать больше

Основанием христианской надежды является победа Иисуса Христа на кресте над грехом и смертью и вера в то, что однажды мир будет создан заново, и в нем не будет смерти, скорби или боли (Откровение Иоанна Богослова, 21:4). Согласно Библии надежда – это сейчас жить так, как будет в будущем. Когда, находясь на Земле, мы показываем какую-то часть ценностей и отношений небес, мы указываем на лучшее будущее. Иисус учил о Царстве Божьем в Своих притчах, и Его жизнь и учение выражали эти ценности. Христиане не призваны делать это в одиночку, но как соработники Бога (Второе послание к Коринфянам, 6:1). Христианский образ жизни несет надежду, свидетельствуя, что добро сильнее зла, что любовь сильнее ненависти и что жизнь сильнее смерти. Христианская надежда является коллективной, и суть ее не в том, чтобы выдавать желаемое за действительное, а в доверии. Мы думаем не только о наших личных надеждах, но и о наших надеждах, относящихся к другим людям, и о том, что мы можем сделать, чтобы реализовать эти надежды.

«Бог ищет нас с вами, чтобы мы стали Его соработниками» (Десмонд Туту).

«Каждая группа христиан – это своеобразная экспериментальная установка, показывающая, что нынешняя ситуация может измениться, если только мы начнем действовать правильно» (Фрэнсис Шеффер).

Без Святого Духа сохранять стойкость трудно, потому что именно Он подкрепляет и дает силы. Надежда тесно связана с настойчивостью (Послание к Римлянам, 5:3-5). Апостол Павел говорит о том, что можно сохранить стойкость при приближении к финишной линии своего жизненного пути благодаря надежде на Христа (Послание к Евреям, 6:17-20).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение искусства будет включать в себя любящее внимание?

Что если искусство поможет ученикам поделиться важными чувствами, мыслями и убеждениями?

Что если люди с недостатками могут что-то изменить?

Здоровье и выбор

Что если, изучая тему «Питание», разговор пойдет о выборе и его последствиях?

В начале урока учитель предложил ученикам записать, что они ели за последние 24 часа (на завтрак, обед, ужин, а также перекус). Затем в группах по четыре человека дети решали, у кого из них самое здоровое питание. Вслед за этим выясняли, кто выбирает для них пищу, и может ли ребенок повлиять на этот выбор.

Учитель предложил классу задание «Выбери меню». Он показал разные варианты меню на день (примеры полезного/нездорового питания). Детям нужно было написать свои имена под выбранным ими меню. Затем учитель анализировал каждое из предоставленных меню и показывал, как может выглядеть человек, постоянно питаясь тем или иным образом, и к каким заболеваниям это может привести. После чего учитель дал возможность снова сделать выбор в пользу того или иного меню. Далее класс смог обсудить, изменился ли их выбор после информации, которую узнали; и почему.

Дальше последовала совместная работа над статьей «Здоровый аппетит?» и работа над интервью с людьми, высказывающими свое мнение по поводу нововведений Британского правительства касательно здорового питания (материалы из учебника английского языка Solutions Intermediate Unit 4C, p.36, ex.2; ex.4-5, https://sachtienganhhn.net/pdf-embed/solutions-intermediate-students-book-2nd.html).

После учитель смог задать классу ряд вопросов, подведя тем самым к размышлениям: «Согласны ли вы с родителями, которые протестовали против новых школьных правил по введению здорового питания в школе, и говорили, что это лишает детей свободы выбора? (1) Как бы вы отреагировали, если бы в нашей школе ввели подобные правила? (2) Если бы интервью брали у вас, на кого из спикеров вы бы были похожи? (3) Что влияет на наш выбор, и не только в еде? (4) Задумываемся ли мы о последствиях, когда делаем выбор? (5)

Бесспорно, Бог дает человеку право выбора. Но каждый раз, делая выбор, мы должны помнить, что у него будут определенные последствия».

В конце урока учитель дал домашнее задание:

  1. Провести опрос в семье, среди соседей (людей старшего возраста) о том, как они питаются, об их состоянии здоровья.
  2. Посоветовавшись с родителями и исходя из информации, которую дети узнали, внести изменения в то меню, которое ученики написали в начале урока.

Что здесь происходит?

Учитель отметил, что в современном мире огромное внимание уделяется внешности, телу человека, в то время как Церковь учит в основном о духовной составляющей человека и упоминает о теле, только как о греховной/плотской природе человека. Он увидел урок Основы здоровья как возможность призвать детей к способности видеть человека целостным, принятию ответственности, к ободрению и работе над изменениями.

Показав, как влияет на нас наш выбор питания, учитель помог пережить целостность созданного Богом мира. Вопросами и заданиями учитель расширил способы участия учеников; заданиями в классе и на дом помог рассмотреть обучение с позиции отношений, а также наладить отношения с внешним миром.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – в то, что Бог создал человека целостным и дал ему право выбора.
  • Надежда – на то, что несмотря на греховную плоть, с Божьей помощью мы можем делать правильный выбор. Наш выбор приведет к хорошим последствиям, которые изменят наше будущее и будущее общества.
  • Любовь – с ответственностью относиться к доверенному нам Богом, а также делать выбор, который приятен Ему и ближним.

Что это меняет?

Выбирая себе питание, ученики будут думать о его последствиях, осознавая ответственность за тело, дарованное Богом.

Что еще можно сделать?

  • Создать плакаты, мотивирующие к здоровому питанию.
  • Пересмотреть ассортимент снеков в школьном буфете.
  • Пригласить врача-диетолога.
  • Пригласить человека, чье тело/здоровье изменилось с изменением привычек питания.
  • Акцентировать внимание родителей, детей на выборе полезных угощений, напитков для праздников/пикников.

Узнать больше

Рассмотрите подобные примеры:

Что если изучение сюжета поможет понять нашу способность делать выбор?

Что если дизайн и технологии доставят радость другим людям?

Что если урок истории научит, что признать ошибку означает исправить ее?