Занятия для начальной школы

  • Тесты и благодарность

  • Вознаграждая настойчивость

Тесты и благодарность

Что если переживание о предстоящих тестах заменить благодарностью?

Классу Натали, как и многим десятилетним школьникам в США, предстояло сдавать тесты по основным предметам. Натали, чувствуя беспокойство за то, чтобы ее ученики справились с тестами хорошо, сознательно напомнила себе, что ответственность за обучение детей несет вся школа и за все прошедшие годы обучения. Не она одна отвечает за это.

«Другие работники школы помогли мне изменить мое отношение. Учителя, преподававшие в этом классе в прошлом, подписали и передали открытку. В ней говорилось, что они гордятся тем, чему научились ученики этого класса. Это также напомнило мне и другим учителям, что это была командная работа, а не только моя ответственность.

Желая ободрить учеников показать на тестах все свои способности, я решила изменить акцент при подготовке класса к тестам. Я изменила тон своих вопросов и комментариев с «ты знаешь это?» на «вот это да, посмотри, как много ты знаешь!» Это помогло изменить беспокойную атмосферу на праздничную и полную благодарности. В нашей частной христианской школе молитва является частью школьной жизни. Поэтому я вслух молилась за класс: благодарила за то, чему они научились, и просила, чтобы они могли показать это на тестах. Также дала и им возможность помолиться. По правилам школы каждое утро мы завтракаем вместе. Я думаю, что можно сделать больше подобного и за день до тестов устроить радостный завтрак, чтобы отпраздновать обучение».

Что здесь происходит?

Натали увидела тесты как возможность справиться со своим собственным беспокойством и беспокойством своих учеников и создать более обнадеживающее, праздничное и благодарное отношение.

Она вовлекла учеников в приятные переживания (завтрак, открытка) и помогла им подойти к сдаче тестов с уверенностью и доверием, а также связать это с верой (молитва).

Она изменила свою практику, изменив формулировку вопросов и комментарии (на более приятные), обращая внимание на влияние своих слов на атмосферу в классе, показав пример желаемых изменений своим собственным поведением.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Натали выразила свою любовь к ученикам, помогая им справиться с тестами. Сделав акцент на коллектив школы как на команду, а не на себя, она помогла себе избавиться от беспокойства и разделила ответственность. Библия подчеркивает как важность сообщества, где у людей много общего, и они несут бремя друг друга, так и благодарность за полученные дары, в том числе дар обучения. С помощью завтраков формируя сообщество и создавая праздничное настроение, она показала пример, как можно справиться с беспокойством. Завтраки показали важность не только интеллектуальных потребностей учеников, но и их физические и эмоциональные нужды.

Что это меняет?

Разделение ответственности помогло Натали справиться с беспокойством ее класса по поводу сдачи тестов. Изменение акцента помогло ученикам более позитивно взглянуть на тесты, а также побудить их радоваться тому, чему учатся.

Что еще можно сделать?

Натали может далее развивать общие молитвы или время размышлений в классе, чтобы помочь ученикам в сложные моменты, в том числе помогая им молиться и поддерживать друг друга.

Узнать больше

И беспокойство, и надежда связаны с будущим, но по-разному (Евангелие от Матфея, 6:34). Для беспокойного человека настоящее разрушено страхами, связанными с будущим, но Библия призывает людей отдавать эти тревоги Богу (Первое послание Петра, 5:7). Христианская надежда позволяет вере в Бога и Его будущее изменить настоящее. Эта надежда – глубокое знание того, что последнее слово не за злом, потому что на кресте Христос победил грех. Это вера в то, что однажды мир будет создан заново, и это будет место справедливости и радости, любви и мира. Вера – это жить таким образом, который служит указателем на такое будущее. Вера в Божью благость может успокоить наши тревоги и позволить нам жить в мире, даже если жизнь сопряжена с трудностями (Евангелие от Иоанна, 14:27). Иисус говорил, что Бог заботится о птицах и цветах, насколько больше Он будет заботиться о людях (Евангелие от Матфея, 6:34)?

«Христианин свободен от беспокойства не по причине какой-то гарантированной свободы от неприятностей, но абсурдности беспокойства, и особенно благодаря уверенности, что нашим Отцом является Бог, и что даже допустимое страдание находится в пределах Его заботы» (Джон Стотт).

Вера не устраняет все тревоги, фактически, она создает другую форму беспокойства, так как Бог часто призывает нас выйти из нашей зоны комфорта и стать всем, кем мы могли бы быть с Ним. Передача наших забот Богу не означает, что жизнь будет легкой. Повеление «не бойся» встречается в Библии неоднократно, но часто появляется перед предупреждением о том, что жизнь не будет простой (Евангелие от Матфея, 10:19). Мир приходит не потому, что трудностей совсем нет. Но часто мы ощущаем мир посреди трудностей, поскольку встречаем их с верой.

В ситуацию, связанную со сдачей тестов, Натали принесла идею радости. Некоторые библейские слова, означающие радость, говорят о движении и звуке. Радость может захватить нас и дать нам желание танцевать или кричать. В отличие от счастья, радость не зависит от того, что с нами происходит (Послание к Римлянам, 15:13). Она может сохраняться в более спокойной форме и в трудные времена. Это как запальный факел, который остается гореть после того, как основные горелки перестали. Радость – это вкус небес.

«Радость – это серьезное дело на Небесах» (К. С. Льюис).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если время в кругу принесет мир?

Что если урок повторения научит учеников помогать и поддерживать друг друга?

Что если преподавание будет построено на благодарности?

Вознаграждая настойчивость

Что если мы будем выражать признательность за настойчивость, а не только за достижения?

На передней стене классной комнаты, где преподает Джейн, висит фоторамка, но фотографии класса в ней нет. Над этой рамкой находится большой, яркий и красочный плакат со словами «СУПЕРПОТРЯСАЮЩЕЕ УСИЛИЕ!». Под рамкой находится фотография мальчика, одна из тех маленьких фотографий, которые каждый год делают в школе. Внутри рамки тетрадь, открытая на странице с математическими задачами. Когда смотришь на эту тетрадь, то ожидаешь   увидеть страницу с абсолютно правильно решенным заданием, но все совсем не так. Многие расчеты неверны, но под заданием есть написанный Джейн комментарий: «Хорошо, Натан. Намного лучше!»

«Я повесила эту рамку не для того, чтобы показать самую лучшую работу, выполненную в классе, но чтобы выразить признание за усилия, предпринятые учениками. Она висит в передней части класса, так что ее видят все. Я всегда обращаю внимание учеников на новую информацию, появляющуюся в рамке. В этот раз я поговорила со всем классом о том, что, по моему мнению, Натан стал значительно лучше справляться с вычитанием. Класс аплодировал, и мне показалось это искренним, потому что все ученики знают какие чувства переполняют, когда их усилия признаются».

Это публичное признание является важной частью практики в классе, поскольку ученики Джейн поддерживают друг друга и учатся принимать участие в знаниях друг друга, при этом отмечая небольшие ежедневные достижения. В тот же день Натан забрал домой сертификат в форме рамки, в котором говорится, что его работа по математике сегодня была выставлена в рамке «Суперпотрясающее усилие».

Что здесь происходит?

Джейн увидела свое преподавание как возможность поддержать учеников независимо от того, достигли они высоких результатов или нет, и показать, что она заметила и оценила их и их настойчивость.

Джейн вовлекла весь класс в активное торжество по поводу усилий, приложенных учениками, и дала им возможность получить опыт похвалы, отличающийся от высоких оценок за правильные ответы.

Она изменила свою практику, найдя конкретные способы показать пример поощрения, используя наглядный объект и сертификаты для поддержки поощрения, и планирование того, как ученики могут поддержать друг друга.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Настойчивость – это добродетель, которая развивает характер в трудные времена. Это значит идти вперед вопреки трудностям. Она связана с терпением, верой и доверием. Настойчивость – это форма силы, потому что требует способности противостоять искушению. Надежда подкрепляет настойчивость осознанием того, что, во-первых, с Божьей помощью мы можем изменить ситуацию и, во-вторых, мир не всегда будет таким, какой он есть сейчас. Библия призывает людей быть настойчивыми, делая добро. Настойчивость в неправильных проступках не является добродетелью.

Что это меняет?

Часто мы признаем только достижение, а не усилия. Высокие достижения не следует преуменьшать, но в некоторых случаях они могут быть легкими и достигаться без особых усилий со стороны человека благодаря его естественным способностям. С точки зрения развития характера, усилия и настойчивость можно связывать с низкими или высокими достижениями, помогая развивать зрелость.

Что еще можно сделать?

Та же самая идея может быть использована в старших классах начальной школы как «Усилие, достойное внимания» или «Образцовое (превосходное) усилие».

Подумайте о том, как на ежегодной церемонии награждения учеников в равной степени отметить не только «первых», но и приложивших усилия и проявивших настойчивость, приведшие к улучшениям.

Узнать больше

Настойчивость ведет к зрелости (Послание Иакова, 1:2-4), потому что мы возрастаем и наш характер формируется, когда мы сталкиваемся с трудностями жизни (Послание к Римлянам, 5:3-4). Библия призывает христиан быть настойчивыми в том, чтобы делать добро и правду (Второе послание к Фессалоникийцам, 3:13), сохраняя веру и надежду.

«Бог знает нашу ситуацию. Он не будет судить нас, как если бы у нас не было трудностей. Что важно – это искренность и упорство нашей воли для их преодоления» (К. С. Льюис).

Библия сравнивает жизнь с забегом на длинную дистанцию, когда бегуны должны проявлять упорство, чтобы достичь финиша (Послание к Евреям, 12:1). Апостол Павел говорит о своей жизни, приближающейся к концу, как о хорошо пройденной дистанции (Второе послание к Тимофею, 4:7). Речь идет не о том, чтобы первыми пересечь финишную черту, а о завершении марафона жизни, посвященной Богу и людям. Примером этого был Майкл Уотсон, который в 2003 году пробежал марафонскую дистанцию, и это заняло у него более шести дней. Майкл пострадал от черепно-мозговой травмы на ринге, и никто не ожидал, что он сможет выжить. Он потерял речь и шесть лет провел в инвалидном кресле. Майкл обновил свою веру в Бога и отказался сдаться, и, в конечном счете, пересек финишную черту марафонской дистанции вместе с человеком, нанесшим ему эту травму, которого он простил много лет назад (http://news.bbc.co.uk/sport1/hi/athletics /london_marathon_2003/2958573.stm – на англ. языке).

Что помогает людям идти вперед? Отношения, которые начинаются сейчас и станут более глубокими в другой жизни. К. С. Льюис назвал эту жизнь «краем теней» по сравнению с глубиной и реальностью жизни грядущей. Апостол Павел говорит о том, что сейчас мы видим все как «через тусклое стекло» (Первое послание к Коринфянам, 13:12) по сравнению с познанием Бога, когда встретимся с Ним лицом к лицу. Опыт познания Бога сейчас таков, что побуждает христиан проявлять настойчивость, чтобы узнать Его лучше. Ободрение и любовь других людей играют важную роль в этом.

Христос показывал пример настойчивости (Второе послание к Фессалоникийцам, 3:5) на протяжении всей Своей жизни перед лицом искушений, трудностей и страданий.

«Будем же всегда настойчивы в нашей надежде… Станем же подражателями Его [Христа] терпения; и страдая ради имени Его, давайте прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому» (Поликарп Смирнский).

«Настойчивость больше, чем выносливость. Это выносливость в сочетании с определённостью и абсолютной уверенностью в том, что то, чего мы ожидаем, должно произойти» (Освальд Чемберс).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если переживание о предстоящих тестах заменить благодарностью?

Что если успех в математике будет зависеть от прощения?

Что если урок повторения научит учеников помогать и поддерживать друг друга?

Занятия для средней школы

  • Победы и неудачи

  • Чему учат тесты

Победы и неудачи

Что если урок повторения научит учеников помогать и поддерживать друг друга?

Бет преподавала историю и понимала, что повторение изученного было трудным для учеников, поэтому она решила изменить уроки повторения и поощрить учеников поддерживать друг друга.

«Я начала свои еженедельные уроки повторения с мероприятия, которое назвала «Триумф и катастрофа». Каждый ученик получил два воздушных шарика. На одном шарике они написали, что, по их мнению, прошло хорошо во время повторения, на другом – одну вещь, с которой у них по-прежнему были проблемы. Мы обсудили написанное и посмотрели, не найдем ли мы совпадений. Довольно часто один ученик уверен в чем-то, что другой написал на своем шарике катастроф. Мы поговорили о катастрофах и предложили способы взаимопомощи: какое-то совместное изучение или время с учителем. Как только мы находили, по крайней мере, один путь преодоления каждой катастрофы, мы лопали соответствующий воздушный шарик, чтобы оставить эту трудность позади и двигаться вперед.

Это занимает около десяти минут, главное – делать это постоянно, чтобы создать систему. Я увидела, как это сплотило учеников, и как это может повлиять не только на мой предмет. Я несу ответственность как наставник за своих учеников, сдающих стандартные тесты. Поэтому я включила мероприятие «Триумф и катастрофа» в уроки повторения материала, которые проводила. Первоначально эти уроки были ориентированы на учеников, которые не имели подходящего места для учебы дома, но они быстро стали популярными среди всех учеников. Практика принятия ответственности за пробелы в обучении друг друга показала заметный результат в дни экзаменов. Я слышала реплики учеников типа: «Этот вопрос был с моего воздушного шарика, и ты помог мне разобраться с ним». Когда пришли результаты тестов, учеников главным образом интересовали собственные результаты, но было ощущение, что их стали также интересовать успехи других».

Что здесь происходит?

Бет увидела повторение материала как возможность создать поддерживающее сообщество учеников, справиться с проблемой их беспокойства и помочь им принять ответственность за взаимопомощь.

Она вовлекла учеников в выражение своих тревог друг другу (воздушные шарики) и обратила их внимание на взаимную поддержку посредством интерактивного мероприятия.

Она изменила свою практику, используя воздушные шарики в качестве объекта внимания, спланировав адекватное взаимодействие учеников для создания атмосферы сотрудничества и ободрения (взаимная поддержка, признание проблем и успехов).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Культура проверки знаний с помощью тестов может усилить формирование мышления «выживает сильнейший», которая косвенно подразумевает, что любить других и разделять их бремя не столь важно. Но на самом деле важно, когда люди вместе трудятся над чем-то, делая свои знания и навыки подарком для кого-то другого. Апостол Павел говорит христианам радоваться с теми, кто радуется, и скорбеть с теми, кто скорбит, и ободрять друг друга (Послание к Римлянам, 12:15, 1 послание к Фессалоникийцам, 5:11). Мы не можем разделять «триумфы и катастрофы» друг друга, если мы заняты лишь своей собственной жизнью и совсем не знаем друг друга. Любить других означает обратиться от себя к другим.

Что это меняет?

Стресс может обратить все наше внимание на себя и сделать нас замкнутыми на самих себе. Мы даже можем не видеть, что кому-то другому тоже тяжело. Повторение изученного тоже обращает нас внутрь себя, фокусируя на получении оценок. Оценки важны, но их можно получить в другой атмосфере, и они могут быть использованы как возможность для укрепления сообщества.

Что еще можно сделать?

Бет говорит: «Задание «триумф и катастрофа» можно адаптировать к различным контекстам. Я делала это как часть построения команды, с жителями нашего района и в группах репетиторов. Главное, чтобы для группы это стало системой, а не одноразовым действием для группки людей, которые никогда больше не встретятся».

Узнать больше

Многие современные общества имеют тенденцию выделять индивидуальность, но Библия подчеркивает связь между человеком и обществом. Бог является Отцом всех (Послание к Ефесянам, 4:6). Как члены одной семьи, все христиане являются братьями и сестрами независимо от пола, национальности или статуса (Послание к Галатам, 3:28). Христианская община основана на том, что все мы – одно во Христе, и это единство выражается во взаимном сопереживании (Послание к Римлянам, 12:9-10). Это взаимная поддержка, совместный труд на благо других, а также жертва времени, имущества и себя самого. Примером этого является Иисус, который понес на себе бремя грехов всего мира. Это показывает нам, что любить других означает вместе проходить страдания, помогать нести бремена и разделять успехи и неудачи друг друга (Послание к Римлянам, 12:15; Послание к Галатам, 6:2).

«Нам всем знакомо долгое одиночество, и мы поняли, что единственным решением является любовь, и что любовь приходит с сообществом» (Дороти Дей).

Между людьми существует чувство взаимной ответственности, которое Библия считает само собой разумеющимся. Когда Каин спросил: «Разве я сторож брату моему?» – он уже знал, что ответ – «да».

«Человек с правильным духом – не тот, у кого узкие и личные взгляды, а тот, кто неравнодушен и очень заинтересован во благе общества, к которому он принадлежит, и в особенности города или селения, в котором он живет, и в истинном благосостоянии общества, членом которого он является» (Джонатан Эдвардс).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если математика поможет создать общество, в котором каждый может достичь успеха?

Что если переживание о предстоящих тестах заменить благодарностью?

Что если неудачу рассматривать как возможность послужить?

Чему учат тесты

Что если электронные тесты помогут учителю задуматься о целях обучения?

Трэвис проводил библейские уроки, и его все больше не удовлетворяло использование электронного дистанционного обучения.

«Я присутствовал на обучающем занятии, посвященном использованию электронного обучения для повышения качества обучения моих учеников. Преподаватель в сфере бизнеса, который был экспертом в нашей школе по этому вопросу, познакомил нас с функцией викторины в ВОС (виртуальной обучающей среде) школы. На уроках бизнеса ученики каждую неделю сдавали такой тест по пройденной главе учебника, используя вопросы с несколькими вариантами ответов, которые компьютер генерировал случайно из банка вопросов, созданных учителями. Ученики заново сдавали каждый тест, пока не набирали 90%.

Как учитель Библии, я был встревожен предложением внедрить этот подход в изучение других предметов. Приемлем ли он для изучения богословия? Я мог представить себе онлайн-тесты с множественным выбором, где ученикам просто требовалось определить правильную информацию. Хуже того, я мог представить учеников, которые должны были придерживаться определенных убеждений, чтобы сдать такой тест (например, Каков основной христианский подход к вопросу сотворения мира/эволюции: а) теистическая эволюция, б) староземельный креационизм, в) младоземельный креационизм или г) разумный замысел?).

Я задумался, как формулировка вопросов может сформировать отношение учеников к тому, чему им нужно научиться. Мое беспокойство вылилось в один ключевой вопрос: как викторина, которая побуждает учеников думать, что «правильные ответы» — это то, что действительно важно, может быть использована в связи с подходом преподавателя, который хочет, чтобы ученики участвовали в обсуждении спорных богословских вопросов и ценили важность рассмотрения разных аргументов? Я решил использовать некоторые викторины для получения четкой фактической информации, о чем меня попросили. (Если бы у меня был выбор, я бы вообще их не использовал.) Но я добавил к ним альтернативные формы оценки, которые проверяли другие навыки, такие как умение защищать аргумент, с которым вы не согласны. Я также дал ученикам обратную связь по их ответам и сказал им об альтернативных ответах по тем сборным пунктам.»

Что здесь происходит?

Трэвис увидел библейский урок как место, где есть возможность исследовать смысл, значимость и различия верований, а не только получать информацию. Библейский урок был местом для смиренного соприкосновения с различными точками зрения и того, чтобы учиться в процессе этого.

Он вовлек учеников в работу с материалом такими способами, которые включали в себя эмпатию и критическое мышление, а не только правильные ответы.

Он изменил свою практику, разработав конкретные формы оценки, которые давали понять, что имеет значение.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Трэвис размышляет: «Иногда люди считают, что «иметь веру» означает ожидать, что вы поверите в некоторые вещи и не будете рассуждать о них. Я хотел, чтобы мои ученики стали более открытыми к тому, чтобы узнать разнообразные точки зрения в христианском богословии, и не слишком быстро игнорировать незнакомые им мнения. Я внес некоторые изменения в онлайн-викторину, чтобы избежать опасности закрепления очень жесткого подхода к различиям во мнениях среди христиан. Это изменение онлайн-викторины также призвано способствовать христианской любви, поощряя учеников развивать навыки эмпатии и смотреть на вещи с точки зрения другого человека, прежде чем формировать свое собственное мнение».

Что это меняет?

Стратегии оценки могут влиять на формирование у учащихся понимания целей обучения. Нам нужно ответить на вопрос, какие послания о целях обучения несет наша оценка, и какой она должна быть, чтобы нести нужное нам послание. Опасность непродуманного использования онлайн-тестов типа «правильно/неправильно» заключается в том, что оно побуждает учеников думать, что цель обучения состоит в том, чтобы сосредоточиться на очевидном правильном ответе вместо того, чтобы быть участником дискуссии с целью уточнения своего понимания обсуждаемого вопроса. Также такой подход может минимизировать контакты с другими точками зрения.

Что еще можно сделать?

Библейский урок – это не единственный предмет, касающийся спорных вопросов. Также онлайн-тестам, в основе которых лежат ответы «правильно/неправильно», должна быть отведена определенная соответствующая роль, и они могут быть включены в различные сферы школьной программы. Во всех областях обучения есть место для размышления о том, как преобладающая форма тестирования сочетается с более широкими задачами интеллектуального, духовного и нравственного развития учеников.

Узнать больше

Христианство подчеркивает смысл и значимость и дает людям способ понимания и осмысления нашего мира. Наш мир наполнен смыслом. Жизнь – это не случайность. Мы не должны придумывать смысл для себя сами (чего придерживаются многие гуманисты), но также и не обязаны строго следовать «жесткому божественному плану». Для христиан цель жизни – это любовь. Человек был создан для того, чтобы любить и наслаждаться отношениями с Богом и другими людьми.

«Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нём» (Вестминстерский краткий катехизис).

Осмысление нашего мира в рамках поиска смысла является частью библейских уроков, но для этого требуется открытая атмосфера, чтобы задавать вопросы, обсуждать разные точки зрения и исследовать мир, в котором мы живем. Бог создал мир, имеющий смысл, но сам мир может изменяться.

«Христианство предлагает мировоззрение, которое ведет к формированию нравственных ценностей и идеалов, способных придать нравственный смысл и достоинство нашему существованию» (Алистер Макграт).

Христианское понимание жизни и мира дает верующим людям основу для интерпретации опыта и придает ему смысл, жизнь – это не просто набор информации. Библия говорит об этом мире, что он создан Богом, но находится в греховном состоянии. Он сейчас не такой, каким его задумал Бог. Он по-прежнему несет на себе печать доброго Создателя, но нуждается в искуплении, и однажды он будет создан по-новому, и тогда исчезнут все грехи и скорби (Откровение Иоанна Богослова, 21:1-4). Библия описывает это обновление мира в поэтических выражениях, выражающих гармонию (Книга Пророка Исаии, 11:6) и мир (Книга Пророка Исаии, 2:4). В основе этого видения лежат отношения с Богом через Иисуса Христа, которые могут начаться сейчас и продолжаться вечно. Это видение дает направление, а любовь к Богу и другим людям придает жизни смысл. И видение, и отношения связаны между собой, и оба изменяют настоящее. Христиане призваны своей жизнью указывать на лучшее будущее от Бога, приносить мир, справедливость и радость, отражающие Божью любовь к миру, образец которой показал Иисус Христос.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если переживание о предстоящих тестах заменить благодарностью?

Что если урок повторения научит учеников помогать и поддерживать друг друга?

Что если встреча с родителями принесет надежду?