Занятия для начальной школы

  • Карты и локальные потребности

Карты и локальные потребности

Что если изучение своего региона поможет детям увидеть, что люди – это целостные личности?

Джон преподает географию в своей школе. Он хотел, чтобы раздел о землепользовании в этой местности вышел за рамки разговора о магазинах, парках, школах и транспорте.

«Я начал с карты, на которой были отмечены места проживания членов нашей церкви. Это сразу же направило нашу работу в другой формат. Мы также использовали аэронавигационную карту этой местности. Мы уделили некоторое время изучению карты, чтобы узнать, что находится в этой области. Потом я попросил учеников назвать разные виды землепользования в этой местности, о которых они знают. Так как это школа в небольшом городе, это было не так уж сложно. Мы использовали стандартные критерии. Здесь я не стал ничего менять.

Мы по памяти перечислили то, что знали, а затем поделенный на несколько групп класс под руководством взрослых посетил отдельные части этой территории, чтобы сфотографировать то, что они там увидят. Мы сделали большую карту, на которой отметили различные типы землепользования, разместив на ней фотографии.

Я задал своим ученикам второй вопрос: «Как использование земли удовлетворяет потребности людей, живущих в этой местности?» Мы говорили о том, что люди – это не только тела, но также разум, эмоции и духовные личности. Мы обсуждали, что может входить в каждую из этих категорий. Например, мы видели, что поле для спортивных игр служит не только физическим, но и эмоциональным потребностям (дружба), и что церковь восполняет духовные, физические потребности, а также потребность в дружбе. Вскоре мы обнаружили, что различные места входят в несколько категорий. Мы говорили о них не как об отдельных частях, а как переплетенных воедино.

Мы посмотрели на нашу карту и разными цветами отметили, какие потребности были восполнены. В некоторых местах было много разных цветов. Мы проанализировали использование земли и создали графики, что привело к дискуссии о том, все ли потребности людей удовлетворены. Класс внес предложения о том, что необходимо».

Что здесь происходит?

Джон увидел урок географии как способ помочь своим ученикам увидеть людей целостными, соединить географию с верой и сосредоточиться на нуждах других.

Он вовлек своих учеников в сбор информации и ее организацию в соответствии с наводящими вопросами, которые помогли установить связи и получить более широкую картину, включающую веру в изучение предмета, отличного от библейских уроков.

Джон изменил свою практику, выбрав новый контекст формата работы (карта с местами проживания членов общины, служение обществу); подобрав вопросы, ресурсы и задания, которые поддерживают центральный аспект и мотивируют класс смотреть наружу (размышления о потребностях сообщества); и организовав обсуждение отношения работы и веры.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Джон сделал веру центром местного сообщества, потому что район, где живут члены церкви, является территорией, где служит церковь. Проведенный Джоном урок отражает учение Библии о том, что люди представляют собой не просто разум или тело; они – целостные существа. Ученики думали о своих надеждах для местного сообщества, когда искали то, чего не хватало в обществе, чтобы восполнить все потребности людей, живущих в этой местности.

Что это меняет?

Используя карту мест проживания прихожан и свой второй вопрос, Джон естественным образом интегрировал веру в изучение географии. Ученики все равно прошли материал по учебной программе, но сделали это по-другому. Это помогло им увидеть свою местность иначе и соотнести ее с потребностями других людей, а не только со своими собственными.

Что еще можно сделать?

Изменяя точку зрения, вы можете радикально изменить урок. Это необязательно должна быть карта; это может быть рассказ о событии с другой точки зрения или взгляд под необычным углом в искусстве (например, вид на Христа сверху Сальвадора Дали). Изменение точки зрения и контекста может помочь ученикам увидеть вещи по-другому.

Узнать больше

В Библии одно и то же слово может иметь разные значения. Слово «душа» может означать всего человека и иметь смысл «личность» или подразумевать один из аспектов нашего существа (Книга Бытие, 2:7). Люди – не куклы, у которых внутри тела есть душа. Обе эти части тесно связаны и влияют друг на друга. Они описывают различные аспекты того, что мы представляем собой, как целостные существа. Поклонение задействует всего человека, как и большинство других видов деятельности.

Человеческий дух делает нас способными осознавать духовное измерение жизни и помогает нам соединиться с Богом, но дух, тело и разум тесно связаны между собой. Мы воспринимаем и выражаем духовное через наши органы чувств, разум и эмоции.

Слово «плоть» в Библии, – не то же самое, что и тело. Оно может относиться к «плоти и крови», как мы говорим, но это слово также используется для описания любого аспекта человеческой природы, который отдаляется от Бога, поэтому оно может быть применимо к разуму и эмоциям, а также к физическому телу. Библия не считает душу чем-то хорошим, а тело плохим; оба они могут быть духовными. Библия говорит о разуме, обновленном Богом (Послание к Римлянам, 12:2). Таким образом, те, кто восполняет физические, интеллектуальные или эмоциональные потребности человека настолько же важны, как те, кто служит духовным нуждам человечества.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если, изучая проекции карт, разговор пойдет о справедливости?

Что если география обратит внимание на духовную сторону жизни людей и мест?

Что если географические карты помогут ученикам задуматься над тем, что для нас ценно?

Занятия для средней школы

  • Карты и ценности

  • География и вера

  • Истории миграции

  • География и забота о творении

  • География и смирение

  • География и справедливость

  • Урок географии и испорченность (греховность) человека

  • Урок географии и ответственность

  • Урок географии и восхищение Божьим творением

Карты и ценности

Что если географические карты помогут ученикам задуматься над тем, что для нас ценно?

Кэти преподавала географию и хотела изменить вступительный урок раздела о географических картах так, чтобы ее ученики увидели, что карты несут в себе истории, отражающие ценности.

«Я преподавала раздел о картах как часть географии, и хотела, чтобы мой класс посмотрел на карты как на истории, рассказывающие об обществе, которое их создало. Карты имеют различное значение и несут в себе истории, повествующие о политике, рельефе местности или каком-то другом факторе, зависящем от типа карты. Каждая карта является частью большой истории об определенном месте. Любая местность никогда не представляет собой просто участок территории. У нее есть формирующая ее история и история, на которую эта территория оказала влияние. На карте отмечаются важные места, а также причины, по которым они стали важными. Карты могут быть различны в зависимости от общества и его истории.

Я начала первый урок со слов: «Я хочу рассказать вам историю», попросив учеников сказать, что они ожидали бы услышать. Я продолжила урок, показывая разные типы карт и рассказывая с их помощью историю о регионе. Ученики определяли ключевые особенности карт каждого типа. Мы обсуждали, почему именно эта информация указана на картах, и какую историю она рассказывает об этой местности: о людях, их жизни и о том, что важно для них и этого общества. Мы закончили рассмотрение различных типов карт, составив с их помощью полную историю о местности, основываясь на том, что узнали ученики.

По мере изучения раздела ученики рассматривали старые карты в Интернете, такие как «Mappa Mundi». Старые карты рассказывают истории о том обществе и его ценностях. Часто они имеют связь с верованиями или отражают влияние веры на восприятие людьми окружающего мира. Мы говорили о различных причинах того, как местность может стать важной. Ученики рисовали карты своей местности. Они могли сами решить, что включат в свои карты, размышляя об истории, рассказывающей, что важно для них и что, по их мнению, важно для окружающего мира».

Что здесь происходит?

Кэти увидела раздел своего предмета о картах, включающим в себя истории, рассказывающие о верованиях и ценностях, а также факты. Она увидела, что изучение географии связано с верой.

Она вовлекла учеников в рассмотрение карт через новый контекст (рассказывание историй), установление связей карт с убеждениями и ценностями и соединение карт с их личным опытом.

Чтобы изменить свою практику, она выбрала новый контекст урока (рассказывание историй). Она подобрала примеры, составляющей которых была вера, и которые могли помочь ученикам установить связи. Также разработала задания, улучшающие понимание учениками историй и ценностей, заключенных в географических картах (создание своих собственных карт, рассмотрение старых карт).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Вера в Бога, который создал наполненный смыслом мир, означает, что христиане могут искать смысл во всех сферах жизни, не сомневаясь, что они его найдут. Христиане не держат веру в коробке с надписью «личная», потому что вера связана со всей жизнью, включая географию. Для христиан осознание своих ценностей может дать понимание того, что ценности передаются через все, с чем они соприкасаются, включая карты. Учителя могут побуждать учеников останавливаться и задумываться о передаваемых ценностях, а не просто бездумно принимать их.

Что это меняет?

Кэти дала ученикам понимание того, как мы передаем ценности посредством наших действий, и того, как мы живем. Вместо того чтобы представить карты нейтральными, объективными источниками информации, она помогла своим ученикам понять, как используются карты в передаче важного исторического аспекта.

Что можно сделать на основании этого?

Углубление понимания ценностей посредством небольших изменений в нашем преподавании может происходить во всей школьной программе. Изучая естественные науки, например, можно рассмотреть приоритеты и причины выделения финансирования на борьбу с различными болезнями. Выбор материала по истории дает нам сведения о нас самих, а также о прошлом.

Узнать больше

То, как мы живем, важно. И отсутствие в мире единого мнения относительно ценностей приводит к попыткам обойти эту проблему, обозначив определенные сферы жизни как «свободные от ценностей». Для христиан подобного не существует. Нейтральных сфер жизни не бывает. Вся жизнь принадлежит Богу, а христианские ценности влияют на все.

«Это нравственная вселенная, и необходимо принять во внимание тот факт, что истина и ложь, добро и зло – это то, что имеет значение» (Епископ Десмонд Туту).

Слово «ценности» используется во многих школах, но оно может иметь абстрактное значение. Добродетели – это ценности, выраженные в характере. Совершенным выражением этого был Иисус, Которому христиане призваны подражать. Он является мерилом того, каким может быть человечество (Первое послание Иоанна, 2:6).

Плоды Духа – это примеры христианских добродетелей: любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, благость, милосердие, вера, кротость и самообладание (Послание к Галатам, 5:22-23). Другой список христианских добродетелей находится во Втором послании Петра, 1:5-7.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если, изучая проекции карт, разговор пойдет о справедливости?

Что если география обратит внимание на духовную сторону жизни людей и мест?

Что если изучение своего региона поможет детям увидеть, что люди – это целостные личности?

География и вера

Что если география обратит внимание на духовную сторону жизни людей и мест?

Старшеклассники, придя на урок географии, который проводила Дебби, очень удивились, услышав музыку, доносящуюся из класса. Дебби попросила учеников спокойно зайти в класс и сесть. Урок был о людях, взаимодействующих с различными местами, но начался он с показа серии изображений в сопровождении музыки.

«На этом уроке я говорю о том, почему ландшафт такой, какой он есть, и о взаимодействии между людьми и ландшафтом. Я обычно затрагиваю социальные, экономические, экологические и политические аспекты, но также я хотела коснуться некоторых вопросов о духовной стороне жизни общества. Например, почему город Седона, штат Аризона, стал религиозным местом? Для чего в разных местах строились монастыри и соборы?

Как часть визуального вступления к уроку я добавила дополнительные вопросы и соответствующие изображения, и немного спокойной музыки. Это не только создало атмосферу, но и задало тон урока, а также расширило нашу дискуссию».

Что здесь происходит?

Дебби увидела людей целостными, так что любое изучение взаимодействия людей и ландшафта должно включать духовное измерение. Она была убеждена, что наряду с политической и социальной жизнью у людей есть жизнь духовная. Она не считала, что вопросы, касающиеся веры, ограничиваются только уроком религии или изучения Библии.

Она вовлекла учеников с помощью изображений и музыки, чтобы сосредоточить их внимание на конкретных аспектах урока, тем самым призывая их задуматься над вопросами веры, связывая их с географией.

Дебби изменила свою практику посредством подбора вопросов и использования изображений и музыки, чтобы изменить вступление к уроку и создать особую атмосферу. Кроме того, она расширила диапазон примеров для того, чтобы включить акцент на людях как духовных существах на ландшафте.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Дебби придала значение вере, поставив ее в один ряд с социальным, политическим и экономическим аспектами жизни, показывая, что вера имеет отношение к общественной сфере. Это может помочь ученикам увидеть жизнь как целостное явление, а не как набор отдельных составляющих, один из которых помечен как «религиозный». Она показала применение веры в географии и тем самым уменьшила разделение между духовным и светским.

Что это меняет?

Включив духовное измерение жизни наряду с политическим и социальным, Дебби четко заявила о месте Бога в жизни и природе человека как духовного существа. Способы выражения людьми своей веры не только оказали огромное влияние на окружающую среду, но и сами оказывались под ее влиянием. Дебби помогла своим ученикам увидеть и осознать эти связи.

Что можно сделать на основании этого?

Есть и другие области географии, где включение духовного было бы уместно и естественно для предмета (например, изучение региона, где находится школа).

Узнать больше

Дебби не отделяла духовное от светского. Разделение между духовным и светским – это идея, что существует светский мир и (отдельно) мир духовный (религиозный). Последний является личным, неким персональным убеждением, которое не должно влиять на общественную жизнь или какую-либо часть школьной программы, за исключением урока по изучению Библии. Такое отношение привело к разделению знаний на части, нередко рассматриваемых как не имеющих связей друг с другом и с Богом. Подобное разделение знаний – идея относительно современная.

«Еще столетия полтора назад ученые и богословы обычно полагали, что знания образуют единое целое; точнее, они считали, что, в конечном счете, все части знаний могут иметь связь между собой, так как каждая область знаний сосредоточена на определенном аспекте единого божественного творения» (Джеймс Тернер).

Согласие с тем, что разрыва между духовным и светским не существует, означает восприятие веры как неотъемлемой составляющей всех школьных предметов и всех сфер жизни. Изучение предмета с христианской точки зрения может включать исследование важных проблем, задавание этических и религиозных вопросов и установление связей между различными сферами. Такой целостный взгляд на мир и знания означает, что духовными являются не только религиозные виды деятельности. Инженерное дело, воспитание детей и работа с использованием компьютера – все они могут быть святыми рабочими местами. Согласно св. Августину, вся истина является Божьей, потому что в мире есть глубокая взаимосвязанность. Весь мир может показывать Бога (Псалтирь, 23:1), и жизнь во всех ее сферах можно прожить во славу Божью (Первое послание к Коринфянам, 10:31). Музыкант и инженер, художник и физик – все они занимаются одним и тем же делом исследования Божьего мира, даже если не знают об этом.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Что если преподавание истории будет включать в себя духовное наследие народа?

Что если изучение своего региона поможет детям увидеть, что люди – это целостные личности?

Истории миграции

Что если миграция населения будет об историях реальных людей?

На уроке географии Шерил преподавала тему миграции и ей казалось, что статистика не отражает реальную жизнь участвующих в перемещениях населения. Она хотела, чтобы ученики научились сопереживать людям, а не просто видеть факты и цифры.

«Я показала ученикам карты миграции, и мы определили маршруты разных групп. Затем я разделила класс на группы и каждой дала маршрут, карту и историю. Я использовала найденные в Интернете истории жизни людей, переехавших в другую страну по различным причинам.

Каждая группа читала данную ей историю и прослеживала маршрут, используя факты из жизни отдельных мигрантов, разбирая причины их миграции и влияние этого процесса на их семьи. Также я попросила учеников подумать, чему они могли бы научиться у людей, которым зачастую приходилось оставлять большую часть людей и вещей из прошлой жизни. Я попросила каждую группу рассказать о данном ей маршруте и истории, а также поделиться своими мыслями и выводами. Это имело отношение ко многим ученикам моего класса, поскольку мы говорили о регионе, где проживали представители многих культур.

Мы прошли различные аспекты стандартного урока географии, но теперь карты и статистика были связаны с реальными людьми и с тем, чему мы могли бы научиться у них».

Что здесь происходит?

Шерил увидела, что урок географии имеет личный аспект – уважение к людям, внимательность к их рассказам и возможность учиться у других, а не просто статистика и карты. Она хотела побудить учеников задуматься, как они связаны с людьми, чьи истории использовались на уроке.

Она вовлекла учеников в исследование с помощью историй, взаимодействия в группах, поиска информации и составления отчета, а также помогала им учиться у – а не только узнавать о – миграции (выводы учеников).

Она изменила свою практику, выбрав подходящий стиль преподавания и ресурсы, которые поддерживали ее цели (подход с использованием историй), и структурировав свой урок так, чтобы обеспечить взаимодействие (презентации групп).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Выделить время, чтобы понять чужую историю, – это действие любви. Цитируя Пола Тиллиха: «Главная обязанность любви – слушать». Открывая себя, чтобы изучаемое нами могло бросить нам вызов и изменить нас, мы делаем себя уязвимыми. Это как задаться вопросом: «Что это говорит мне и моему сообществу?» Этот способ восприятия преподавания делает активным как знание, так и ученика, вовлекая их в отношения. Процессы, которые открывают нас для изменений в позитивном направлении, несут в себе надежду на улучшение отношений в наших сообществах. Уязвимость – это основа любви. Это показал своим примером Иисус, который был уязвим и как младенец, и как бедный человек, и на кресте.

Что это меняет?

Карты маршрутов и статистика миграции важны, но Шерил хотела перейти от изучения миграции населения как информации к изучению жизни с помощью миграции населения. Некоторые истории миграции бросают вызов нашим представлениям о том, что важно в жизни, и дают нам шанс расти, учась у других.

Что можно сделать на основании этого?

Истории о реальных людях можно также использовать на уроках истории и других предметах, чтобы сделать их более личными и актуальными и связать более серьезные темы с жизненным выбором и ценностями отдельного человека. Правдивые истории простых людей особенно уместны, и их легче воспринять, чем рассказы об известных деятелях.

Узнать больше

Мигранты часто становятся социально отчуждённым слоем общества, к которому не всегда хорошо относятся или реагируют со смирением и доброжелательностью. Христианам нужно покаяться в своем отношении, дискриминирующем других людей. Христиане также должны быть открыты к различным культурным выражениям веры, поскольку центр христианства смещается к югу: большинство христиан сейчас живут в странах второго и третьего мира. Западные христиане многому могут поучиться у христиан из стран Африки, Азии, Океании и Южной Америки.

Шерил хотела, чтобы ее ученики учились у миграции, а не просто усвоили информацию. «Усвоение» информации означает, что люди, занимающиеся усвоением, активны, в то время как информация является пассивной. Информация становится еще одной вещью, которую мы потребляем и накапливаем, чтобы увидеть, у кого ее больше. Такое отношение может привести к неосознанному превосходству, которое в свою очередь способно вызывать равнодушие к тому, что мы узнаем. Противоположностью будет отношение сдержанности и смирения, которое не делает скоропалительных суждений. Это отношение, признающее что некоторая информация может изменить нас и сделать нас мудрее (Книга Притчей Соломоновых, 17:27; Книга Притчей Соломоновых 1:5).

«Поспешные выводы являются отличительным признаком глупца; мудрый человек – человек сомневающийся; глупец раздражителен и уверен. Новичок говорит: «Я уверен, что это так». Тот же, кто научился большему, говорит: «Возможно, это может быть так; но, я прошу тебя, выясни» (Джереми Тейлор).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если география обратит внимание на духовную сторону жизни людей и мест?

Что если географические карты помогут ученикам задуматься над тем, что для нас ценно?

Что если изучение своего региона поможет детям увидеть, что люди – это целостные личности?

География и забота о творении

Что если, изучая фермерство (городскую/сельскую жизнь), разговор пойдет о том, как мы можем заботиться о творении?

Изучая особенности сельской и городской жизни, учитель поинтересовался у детей, знают ли они о происхождении продуктов в супермаркетах. После работы над текстом «Виртуальное фермерство» (Solutions Pre-intermediate 2ndeditionStudent’sbookUnit 3Ep.28-29) https://drive.google.com/file/d/0B57_32KKob2yXzZSNDJFa0lnUHc/view учитель спросил: «Как вы думаете, почему дети, и даже взрослые, играют в FarmVille?» (Среди прочих причин – желание восполнить потребность в заботе о творении.)

Существуют даже более реальные версии FarmVille. На специальных фермах устанавливаются камеры. Любой человек (имеющий достаточно средств J), сидя у себя в офисе в центре современного мегаполиса, может арендовать участок земли на такой ферме, выбрать работника, который будет обрабатывать его участок, а также что он хочет там посадить. А потом, сидя за компьютером, просто наблюдать, вносить свои предложения, коррективы в обработку своего огорода. Когда приходит время урожая – владельцу такого огорода доставляют в корзинке «выращенные им» плоды.

После этого урока дети дома должны были поработать над текстом «Садоводы-партизаны: городская революция?» (SolutionsPre-intermediate 2ndeditionWorkbookUnit 3Ep.26) https://drive.google.com/file/d/0B57_32KKob2yNUJYd3ozamhYV00/view

На следующем уроке учитель обсудил с классом разницу в том, как свою потребность в заботе об окружающей среде восполняют виртуальные фермеры FarmVille и садоводы-партизаны, используя следующие вопросы: «А кем будем мы: виртуальными фермерами или садоводами? Давайте подумаем, как практически мы можем быть садоводами в нашем классе (ухаживать за комнатными растениями), в школе (обрабатывать клумбу), в городе (очистить засоренный участок земли и озеленить его)».

В самом начале Библии мы читаем первое повеление Бога человеку:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Книга Бытие, 1:28).

Сам Бог не только создал этот мир, но и продолжает о нем заботится: «Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, нет у них ни кладовых, ни закромов, но Бог их кормит. А вы намного дороже, чем птицы!» (Евангелие от Луки 12:24).

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок географии как возможность показать детям целенаправленную, полную любви и заботы жизнь, а также ободрить учеников и работать над изменениями.

Примером садоводов-партизан учитель побудил анализировать возможности личного участия; предложив детям заботу об окружающей среде своего города, помог ученикам наладить отношения с внешним миром.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – в то, что Бог доверил человеку свое творение.
  • Надежда – несмотря на то, что связь человека с творением разрушена, она может быть восстановлена.
  • Любовь – проявляется в заботе.

Что это меняет?

Состояние окружающей среды – моя личная ответственность. И принцип «мыслить глобально, а действовать локально» может привести к серьезным позитивным изменениям вокруг отдельного человека.

Что еще можно сделать?

  • Организовать экскурсию на ферму.
  • Придумать и воплотить в жизнь эко-проект для своего города (по примеру «садовники-партизаны»).
  • Рассмотреть примеры того, как один человек/семья/община изменяли к лучшему среду своего обитания.

Например:

— Семейная пара 26 лет восстанавливает тропические леса https://www.facebook.com/MolniaPlus/videos/415413925510780/?pnref=story

— Два друга-инвалида сажают деревья в Китае: «Мы выращивали деревья, но мы также изменяли свое сознание»

https://www.youtube.com/watch?v=MqnUcdgGgSo

— 37 лет труда: как один человек вырастил огромный лес

http://www.nat-geo.ru/nature/885766-37-let-truda-kak-odin-chelovek-vyrastil-ogromnyy-les/

 

Рассмотрите подобные примеры:

Что если раздел о растениях подчеркнет взаимосвязанность творения?

Что если урок природоведения будет использовать библейские образы?

Что если выращивание фасоли поможет ученикам увидеть взаимосвязанность мира?

 

География и смирение

Что если при изучении исследования земли в древности и в новое время речь пойдет о смирении.

Перед началом урока учитель поменял расположение парт в классе. Он расставил их в форме окружности, а по центру поставил глобус. Рядом учитель расположил кастрюлю с водой, в ней три чашки и буханку хлеба, накрытые стеклянной колбой (кастрюлей).

В начале урока учитель ознакомил учеников с древними представлениями об устройстве Вселенной и Земли (рассказ учителя с иллюстрациями или просмотр короткого видеоролика). Затем он объяснил значение расстановки парт и буханки хлеба. В средние века большинство людей именно так представляли устройство Земли. Только в результате географических исследований и открытий было доказано, что Земля имеет шаровидную форму и является планетой, а не круглым диском, лежащим на трех китах в огромном море.

После изучения основного материала учитель обратил внимание на то, что столетние представления о Земле большинства людей, включая ученых того времени, были ложными и неправильными. Но даже в наше время, несмотря на научно-технический прогресс, очень многое остается неизвестным и непонятным человеку. Возможности человека ограничены массой факторов, и на многие вопросы он не может дать ответ. Люди не обладают всей полнотой информации о Вселенной и даже о самих себе, они только потихоньку «идут наугад», часто ошибаясь и меняя точку зрения по всевозможным научным вопросам.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, учитель предложил ученикам выполнить простые задания (например, пройти в центр класса, найти какую-то вещь, написать слово и т. п.), при этом ограничив свои возможности: закрыть глаза, связать руки и т. д.

Учитель акцентировал внимание учеников на ограниченности человеческих возможностей и частой ошибочности его научных предположений. Он привел несколько примеров более современных опровергнутых научных теорий, которые раньше считались истинными. Также учитель упомянул о том, что некоторые научные теории и эксперименты приводили к природным и техногенным катастрофам.

Резюмируя урок, учитель обратил внимание учеников на то, что в наше время люди очень склонны полагаться на свои знания и науку, но история и опыт показывают ограниченность человека и его знаний. Безусловно, человек может познавать мир, приобретать новые знания и что-то изобретать. Но людям необходимо помнить, что они не создатели мира, потому знают о нем крайне мало. Открытиям и изобретениям людей должны сопутствовать благодарность Богу, а также смирение и признание нашей зависимости от Того, Кто действительно знает все, поскольку является Творцом Вселенной и человека.

В качестве дополнительного домашнего задания учитель попросил учеников найти больше примеров ложных или опровергнутых представлений о мире, человеке, Вселенной и т. д., а также доказательства ограниченности человеческих знаний.

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок географии не только как возможность узнавать, удивляться и восхищаться открытиями и достижениями людей, но прежде всего, как призыв к признательности и благодарности Богу и к восхищению Божьим творением, а также как путь, показывающий важность христианских ценностей и добродетелей, в частности смирения.

Направляя учеников к исследованию новых акцентов, учитель побудил их размышлять над примерами, действиями и заданиями, а также не только узнавать о чем-либо, но и учиться у него.

В конце урока учитель предложил проследить связи между верой, обучением и жизнью.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера в Бога предполагает смирение перед Ним и признание слабости и ограниченности человека. Человек способен только частично познавать и открывать для себя все Божье творение, что не дает никаких оснований для гордыни и самоуверенности.
  • Надежда – несмотря на ограниченность человека и массу превратных представлений и теорий, Господь открывает и предлагает каждому человеку самое драгоценное познание – познание Его реальности, любви и заботы о каждом человеке.
  • Любовь – если мы любим Бога, мы не будем превозноситься, признаем Его могущество и всевластие, а также всегда будем благодарны за Божью любовь и заботу о нас.

Что это меняет?

Данный подход к изучаемой теме переставляет акцент с человеческой изобретательности и находчивости на Божьи всемогущество и мудрость.

Что еще можно сделать?

  • Найти другие подтверждения ненадежности и изменчивости представлений человечества о мире и человеке в разные времена и эпохи.
  • Осознать ограниченность человека и смириться перед всемогуществом Творца.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если урок информатики поможет нам задуматься, что значит быть людьми?

Что если научный миф покажет ученикам, что честность очень важна?

Что если, изучая косвенную речь, разговор пойдет об истинности наших слов?

География и справедливость

Что если, изучая проекции карт, разговор пойдет о справедливости?

Грег хотел, чтобы его ученики увидели, что картография может включать в себя вопросы справедливости. Он хотел, чтобы они знали, что представители других культур видят мир иначе, и справедливость может потребовать от нас признания этого факта в том, как мы изображаем мир.

«Я изменил способ, которым я начал эту тему, задав ряд вопросов о проекции Меркатора. Вопросы были следующие:

  • Какая страна (континент) занимает центральное место на этой карте? (Европа)
  • Что больше на этой карте, Гренландия или Китай? (Гренландия)
  • Что больше на этой карте, Аляска или Мексика? (Аляска)
  • Что больше на этой карте, Европа или Южная Америка? (Европа)
  • Какие страны «сверху»? (северные страны)

Потом я показал другие проекции (проекция Галла-Петерса, перевернутые карты с югом сверху и средневековые карты с востоком на вершине). Я задал те же самые вопросы. Ученики сравнили два набора ответов. Мы узнали о различных картографических проекциях, а затем я дал ученикам ряд вопросов для обсуждения:

  • Какие послания передают проекции Меркатора?
  • Как бы вы себя чувствовали, если бы ваша страна всегда была с краю, внизу или изображалась меньше, чем она на самом деле?
  • Имеет ли значение, как кто-то изображает вашу страну?

Я изменил наглядные пособия в классе и добавил перевернутую карту, более старые карты и карты, которые представляют различные взгляды на мир».

Что здесь происходит?

Грег увидел, что работа с картами – это возможность исследовать добродетели в географии. Он сделал это не только в интересах точности, но и руководствуясь стремлением достичь справедливости и заботой о других.

Он вовлек учеников, задавая аналитические вопросы о знакомых им картах и переходя от вопросов о деталях к вопросам, связанным с эмпатией (принятие во внимание точки зрения других) и справедливостью.

Он изменил свою практику, переосмыслив вопросы, которые он использовал, сделав справедливость главным аспектом, задав контраст, который спровоцировал размышление, и проверил умение пользоваться наглядными пособиями.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Справедливость является неотъемлемым результатом веры и относится к повседневным вещам, таким как географические карты. Библия упоминает о Божьей справедливости в различных областях, таких как вес, мера и межевые знаки. Христиане призваны отражать Бога, любящего и справедливого, своим образом жизни. Стремление к справедливости основывается на надежде на будущее, а также выступает в роли указателя на Божье царство, где будет только любовь, мир, справедливость и радость.

Что это меняет?

Выбранный Грегом способ проведения урока повысил уровень информированности учащихся о скрытой предвзятости во многих картах и помог им увидеть практическую значимость мышления с позиции справедливости. Сделав подобное однажды, ученики может быть смогут легче распознать, когда это происходит в других контекстах.

Что можно сделать на основании этого?

Учителя могут поискать такие случаи, где предположение о превосходстве выражено в других предметах (например, предположение о том, что современное превосходит старое в дизайне, или о том, что нынешнее время превосходит прошлое в истории).

Узнать больше

Западная культура часто считает себя выше других культур, и это отношение выражается различными способами, в том числе в картах. Необходимо смирение (Послание к Ефесянам, 4:1-2), чтобы смотреть на мир глазами других людей и видеть вещи другим взглядом.

Ценности в Библии не абстрактны; они являются составляющей личности и воплощаются в мире, в повседневной жизни. Это включает в себя то, как мы рисуем карты. Для христиан, в конечном счете, главным источником ценностей является личность Бога (Первое послание Петра, 1:16; Первое послание Иоанна, 4:7), которые воплотились в личности Иисуса Христа (Первое послание Иоанна, 2:6). Мы действуем на основании нашей личности, именно она определяет наши действия, а наши действия показывают нашу личность и ценности.

«Благ только Бог, что означает следующее: в Нем и только в Нем все ценности имеют свой подлинный источник и окончательное завершение… Только в Нем определяются ценности, их подлинность и окончательное подтверждение. Без Него, без упоминания Бога, весь мир созданных ценностей остается как бы подвешенным в абсолютном вакууме» (Папа Иоанн Павел II, Апостольское послание «Dilecti Amici»).

Библейская духовность очень приземленна; Бога часто можно пережить через существующее в этом мире и через наши чувства. Библия утверждает, что мир сотворен Богом (Книга Бытие, 1:1), и вместе с этим признает несовершенную природу мира после грехопадения. Христианская вера считает мир и людей в нем своеобразной ареной, посредством которой Бог осуществляет Свою работу, и где Он взаимодействует с людьми (Книга Есфирь, 4:14). В результате этого география (и любой другой предмет) может быть духовной и формирующей личность.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если урок истории будет о различных типах богатства и бедности? (начальная школа)

Что если изучение темы процентов даст ученикам понимание проблемы несправедливости?

Что если раздел по истории будет о справедливости, милосердии и смирении?

Урок географии и испорченность (греховность) человека

Что если, изучая глобальные проблемы человечества, речь пойдет о греховности и необходимости исправления (покаяния)?

На первом уроке, посвященном данной теме, ученики узнали о глобальных проблемах современного мира. Для этого учитель переставил парты и создал импровизированную информационную галерею, каждый отдел которой был посвящен конкретной проблеме. За каждый отдел отвечал ученик (или несколько), который информировал других учеников, «посетителей», о серьезности и масштабах конкретной проблемы.

Перед окончанием урока учитель предложил в следующий раз организовать «научную конференцию», призванную найти причины и оптимальные решения существующих проблем. Учитывая предпочтения учеников, учитель назначил «экспертов» из разных сфер (социологов, экономистов, политологов, экологов и т. д.), которые будут спикерами на предстоящем мероприятии.

К следующему уроку класс был оформлен в форме конференц-зала (круглого стола). Ученикам выдались бейджи с их инициалами и указанием их специализации.

Учитель возглавил конференцию. Во вступительном слове еще раз коротко были озвучены глобальные проблемы современного мира, а также их причины и пути решения. Среди озвученных на конференции были следующие проблемы:

  • Проблема разоружения и сохранения мира на Земле;
  • Проблема обеспечения природными ресурсами;
  • Энергетическая проблема;
  • Проблема преодоления отсталости развивающихся стран;
  • Экологическая проблема;
  • Проблема борьбы со СПИДом и др.

Далее каждый эксперт объяснил свой взгляд на существующую ситуацию и предложил варианты решения проблем.

После выступления учеников учитель подвел итог и поблагодарил всех участников. Затем он задал вопрос: почему, несмотря на развитие знаний, науки, технологий и мнимое всемогущество людей, глобальные проблемы человечества только усугубляются, и с каждым годом их становится все больше? Учитель обратил внимание учеников на то, что в основе всех названных проблем лежит не недостаток знаний, ресурсов или механизмов решения, а моральная испорченность (греховность) человечества. Учитель приводил конкретные примеры, сопоставляя проблему и ее причину:

  • Разоружение и сохранение мира – вражда и взаимная ненависть, жадность производителей и торговцев оружием;
  • Истощение ресурсов, экологические проблемы – потребительское, прагматичное отношение к природе;
  • Энергетическая проблема – жадность, корыстолюбие, стремление к сверхприбыли поставщиков энергоресурсов;
  • Отсталость развивающихся стран – жадность, эгоизм, использование стран как сырьевых придатков;
  • СПИД – употребление наркотиков и развратное поведение людей и т. д.

На основании сказанного, учитель подвел детей к мысли, что решение глобальных проблем невозможно без решения моральных проблем человечества, которые в свою очередь, невозможно решить без покаяния и обращения к Богу. В завершении урока учитель напомнил о принципе «Мыслим глобально, действуем локально», призывая учеников задуматься о своей жизни, моральных приоритетах, отношении к природе и другим людям.

Библия также неоднократно говорит о греховности человека, необходимости покаяния и обращения к Богу, в том числе для решения глобальных проблем: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам, 3:23), «…и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (Вторая книга Паралипоменон, 7:14).

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок географии как возможность обратить внимание учеников на настоящие причины глобальных проблем человечества и способ их решения, таким образом, была осуществлена связь веры с жизнью в целом.

Также учитель призвал к принятию вызовов и изменениям и к работе над изменениями каждого ученика как представителя всего человечества.

Предложив сфокусироваться на важных идеях и темах, учитель побудил учеников исследовать тему в новом контексте и формате и направил к исследованию новых акцентов. Также учитель помог проследить связи между верой, обучением и жизнью.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера в истинного Бога подразумевает признание испорченности и греховности человека и необходимости покаяния и исправления.
  • Признавая факт глобальных, серьезных проблем человечества, которые человек не способен решить собственными силами, надежду на их решение можно искать лишь в обращении человечества к Богу, в покаянии перед ним и исправлении своих путей.
  • Любовь – несмотря на испорченность и греховность человека, Бог остается любящим, долготерпеливым и готовым, в случае их обращения, помочь людям в решении их проблем.

Что это меняет?

Данный подход к изучаемой теме побуждает учеников задуматься над действительной причиной глобальных человеческих проблем, а также над своей собственной жизнью.

Что еще можно сделать?

  • Смоделировать картину мира в случае покаяния, морального исправления и изменения отношения друг к другу среди людей. Имели ли бы тогда место те глобальные проблемы, которые обсуждались на уроке?
  • Подумать, каким образом изменение жизни, характера и привычек, может способствовать решению общечеловеческих проблем.

Узнать больше

Рассмотрите подобные примеры:

Что если географические карты помогут ученикам задуматься над тем, что для нас ценно? 

Что если успеваемость по математике зависит от прощения?

Что если на уроке природоведения вместо «наш мир» мы будем говорить «Божий мир»?

Урок географии и ответственность

Что если, изучая полезные ископаемые, речь пойдет об ответственности

Для проведения этого урока учитель превратил класс/холл школы в выставку работ южноамериканского фотографа Диллона Марша «Чего это стоит» (подробнее на http://dillonmarsh.com/about.html). Для входа на выставку ученики должны были «приобрести» билет, ответив на вопрос учителя по теме, которую они сейчас изучают. Билетом служили монеты «1 копейка», «10 копеек», прозрачная бусина, подвешенная на нитку, и медная проволока, согнутая в виде браслета. Каждый ученик получал один из таких «билетов», в результате чего получилось 4 группы.

В начале урока учитель выступил в роли экскурсовода, сделав вступление перед ознакомлением с фотоработами.

«Эти удивительные изображения демонстрируют количество металла, добытого из шахт и карьеров. Почти каждый из нас ежедневно контактирует с какой-то формой драгоценного металла. Но мало кто задумывается, какой длинный путь прошли эти металлы, чтобы добраться туда, где они используются сегодня.

Сейчас в открытом доступе есть масса информации о том, как добывается золото и другие металлы. Но часто бывает трудно понять масштабы этих работ. Например, мы можем прочесть в источнике об одном миллионе метрических тонн металла, добытых из одной шахты. Много это или мало? Очень немногие люди могут визуализировать данный показатель.

Из подобных размышлений родился проект фотографа из Южной Африки Диллона Марша (Dillon Marsh) под названием «Чего это стоит» («For What It’s Worth»). Автор хотел оценить результаты добычи металлов визуально. И это ему удалось – в результате получились впечатляющие и завораживающие работы.

Художник снял несколько карьеров, затем собрал все необходимые данные о количестве выкопанных там металлов, создавая модели, соответствующие массе ископаемых. После этого Диллон поставил модели на реальные фоны карьеров и получил удивительные иллюстрации количества добываемых драгметаллов.

Работы художника показывают количество золота, платины и меди, добытых из южноафриканских месторождений».

Затем, учитель попросил учеников объединиться в группы соответственно их «входных билетов», поручив каждой из групп серию фотографий с информацией о данном месторождении:

  • «1 копейка» — платина;
  • «10 копеек» — золото;
  • браслет из проволоки – медь;
  • прозрачная бусина – бриллиант.

После отведенного на подготовку времени, каждая группа выступала в роли экскурсовода для остального класса. Ученики должны были не просто пересказать информацию, но поделиться своими впечатлениями от увиденного и прочитанного.

Например:

Дальневосточный Рэнд произвел приблизительно 10 854 тонн золота. Горнодобывающие операции начались в 1939 году. Это сделало его крупнейшим производителем золота среди семи золотых месторождений. На одной из фотографий изображена золотая сфера, которая находится на мемориальном участке воронки, унесшей жизни работника и его семьи. Это произошло в 1964 году, когда в одну ночь земля под домом рухнула. Провалы часто встречаются в этом районе и часто приписываются горнодобывающей деятельности.

Таким же образом были оформлены и другие серии фотографий.

Далее учитель продолжил рассказ о проекте и о том, что Марш объясняет, что он использует фотографию для изучения отношений между людьми и окружающей средой. Кроме того, Марш утверждает, что «моя работа часто изолировалась и подчеркивала специфические особенности конкретного ландшафта, от пригородных районов до более пустынных сельских пейзажей – как правило, элементы, которые иллюстрируют, как мы намеренно и непреднамеренно вовлечены в мир вокруг нас. Помимо удовлетворения моего собственного любопытства, проект «Чего это стоит» очень много говорит о том, чтобы обеспечить уникальную перспективу в индустрии, сыгравшей такую значительную роль в истории Южной Африки. Поскольку эти усилия формируют развитие, они также приходят с социальными и экологическими издержками. Добыча полезных ископаемых часто заставляет ориентироваться именно на эту отрасль целые населенные пункты. Но когда шахты пустеют или становятся нерентабельными, эти города просто могут быть оставлены для разрушения. Мое намерение состоит не в том, чтобы занимать конкретную позицию по этому вопросу, а в том, чтобы побудить зрителей прийти к своим собственным выводам».

Учитель подвел размышления учеников к тому, они также пришли к собственным выводам в свете того, что увидели и узнали на уроке, а также в свете библейского взгляда. Ведь на самом деле Бог поручил человеку рационально использовать все природные ресурсы и способствовать их бережной добыче и использованию. После завершения работ на шахтах нужно проводить рекультивацию и приводить в порядок местность. Максимально использовать все защитные сооружения, очистку и фильтрацию воды и грунта от загрязнения и т. д.

В конце урока учитель предложил классу свой проект «Чего это стоит», поручив каждой группе определенную экологическую проблему:

  • незаконная добыча янтаря;
  • вырубка деревьев в Карпатах;
  • добыча угля;
  • использование водных ресурсов.

Каждая группа по данной проблеме должна была подобрать фотоматериалы, предоставить краткую информацию, осветить последствия и предложить способы решения.

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок географии как возможность призвать детей к принятию ответственности, к исцелению разбитого и поиску справедливости, к ободрению и работе над изменениями.

Самой формой проведения урока и его содержанием учитель вовлек учеников, расширив их способы участия; побудил их не только узнавать о чем-либо, но и учиться у него, размышлять над примерами, действиями и заданиями.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – в то, что Бог доверил человеку Свое творение для рационального и ответственного использования.
  • Надежда – несмотря на то что мы вынуждены использовать ресурсы земли, мы можем делать это мудро, минимизируя ущерб природе, и поступать справедливо по отношению к другим людям.
  • Любовь – проявляется в мудром использовании ресурсов земли.

Что это меняет?

Учит детей ответственно относиться к использованию природных ресурсов, не забывать о последствиях потребительского подхода.

Что еще можно сделать?

  • После выполнения проекта «Чего это стоит» ученики могут организовать ознакомительную экскурсию для других классов/родителей.
  • Написать краткое размышление на тему «Как я понимаю высказывание «После нас хоть потоп»
  • Привлечь учеников к просветительской работе по экономному использованию воды, газа, электричества (изготовление постеров и т. п.)

Узнать больше

Рассмотрите подобные примеры:

Что если, изучая фермерство (городскую/сельскую жизнь), разговор пойдет о том, как мы можем заботиться о творении?

Что если выращивание фасоли поможет ученикам увидеть взаимосвязанность мира?

Что если, изучая тему «Планета Земля», разговор пойдет о том, чтобы мы не загрязняли окружающую среду мусором<?/

Урок географии и восхищение Божьим творением

Что если изучение климатических поясов позволит ученикам восхищаться Божьим творением?

Готовясь к данному уроку, Елена хотела, чтобы ученики 7 класса, изучая климат нашей планеты, научились восхищаться Божьим творением и поддерживать друг друга в нужный момент.

Для того чтобы дети могли увидеть различные условия и форму одежды, уникальную растительность и животный мир, урок проходил в виде некоего путешествия на самолете по планете Земля, с множеством посадок на станциях в разных климатических поясах.

Вступительный рассказ учителя напомнил классу о том, что на Земле раньше был более мягкий климат – Библия говорит, как все изменилось после грехопадения и потопа. Однако даже в таком состоянии наш мир чудесен.

После просмотра видео (http://novashkola.ua/) о климатических поясах, существующих на Земле, все ученики с билетами, которые нужно было сохранить до конца путешествия, чтобы потом обменять их на сюрприз, садятся в самолет и отправляются в путь.

Урок проходил в разных помещениях/станциях школы. Каждое помещение/станция – другой климатический пояс. Входя в новое помещение, ученики могли ощутить особенности конкретного климата: почувствовать холод или тепло, высокую влажность или сухость. Внимание учеников привлекали декорации (бумажные снежинки, искусственный снег и т. п.), костюмы (одежда, подходящая представляемому климату, – шапки, шарфы, шорты, кепки) и температурный режим в помещении (обогреватель). Дети могли насладиться звуками природы, получить удовольствие от красот животного и растительного мира (фото, картинки). В каждой новой комнате их ждал ученик-экскурсовод (заранее выбранный и подготовленный), который презентовал «свой климатический пояс» в необычном и интересном формате.

Что здесь происходит?

Елена увидела урок естествознания как возможность научить своих учеников восхищаться Божьим творением через уважение друг к другу и познание мира.

Она вовлекла учеников с помощью моделирования условий конкретного климатического пояса. Помогла ученикам исследовать тему в новом формате и переживать каждый климатический пояс, наслаждаться, размышлять и удивляться.

Учитель изменила свою практику

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Такой подход помогает научиться любить и восхищаться чудесным творением Божьим и благодарить Его за мир, в котором мы живем.

Что это меняет?

Такая форма урока показывает ученикам, что служить можно просто так, испытывая при этом удовлетворение.

Впоследствии стало заметно, что отношения друг к другу и атмосфера в классе улучшились.

Что еще можно сделать?

Создать коллективную работу – ЛЭПБУК. Это позволит еще больше узнать о Божьем мире, поработать с интересными фактами и сплотить коллектив класса через служение друг другу.

Узнать больше

Результат взаимодействия коллектива зависит от единства целей, способов их достижения и сплоченности коллектива.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Евангелие от Иоанна 13:35).

Для того чтобы достичь намеченной цели, нужно иметь уважение и почтение друг к другу, независимо от возраста и положения.

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (Первое послание Петра 2:17).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если на уроке природоведения вместо «наш мир» мы будем говорить «Божий мир»?

Что если выбор слов на уроке иностранного языка научит заботиться о других?

Что если, изучая полезные ископаемые, речь пойдет об ответственности?