Занятия для начальной школы

  • Спорт и уважение

  • Тело и человек

  • Урок физической культуры и преодоление трудностей

  • Команда и индивидуум

Спорт и уважение

Что если игра в футбол в начальной школе будет учить справедливости и уважению?

Джим – вышедший на пенсию учитель, который помогает тренировать школьные футбольные команды. Все команды довольно опытные, и первая команда играет в местном турнире среди школ. Но есть проблемы с реакцией игроков на решения главного судьи и боковых арбитров. Джим почувствовал, что причиной этого было влияние, идущее от профессионального футбола.

«Я разделил учеников на несколько команд и в течение нескольких недель постарался сделать так, чтобы все члены команды побыли как игроками, так и судьями во время тренировочных игр. В завершении я попросил игроков разделиться на пары и рассказать партнеру о своем опыте, отвечая на следующие вопросы:

  • Что было хорошо в обеих ролях?
  • Что было отрицательным в них?
  • Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались в каждой роли?

Пары обменялись мнениями, после чего мы посмотрели несколько коротких видеосюжетов профессиональных игр, в которых было показано отношение к судьям и реакция игроков на неправильные решения. Я также показал несколько видеосюжетов об игроках и судьях, которые вели себя иначе. Мы отметили, что было по-другому, сосредоточив внимание на справедливости и уважении.

Вместо того, чтобы давать ученикам правила, я попросил их придумать для своей команды способ вести себя справедливо и уважительно по отношению как к игрокам, так и судьям, а также пообещать придерживаться такого поведения».

Что тут происходит?

Джим увидел взаимодействие судьи и игрока как контекст для того, чтобы поступать справедливо и обращаться с людьми как с теми, кто сотворен Богом, и кто заслуживает уважения.

Он вовлек учеников в получение личного опыта в противоположных ролях и размышление непосредственно о полученном опыте в контексте идей справедливости и уважения.

Он изменил свою практику, использовав роли, видеосюжеты, специально подобранные вопросы, а также понятия справедливости и уважения как основу формы участия учеников.

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Раздоры и неуважение, проявляющиеся в обществе, часто являются результатом несправедливости, случайной или намеренной, и мы воспринимаем это как часть жизни. Библия ясно показывает, что жизнь сейчас не такая, как запланировал Бог. Христианская надежда на будущее заключается в том, что будет новый мир, в котором нет никакой нечестности или несправедливости, и христиане стараются показать эту надежду в повседневной жизни. Обращение с другими людьми с уважением и справедливостью является одним из аспектов любви. Честность является одним из аспектов справедливости, и по частоте крика «это несправедливо!» складывается впечатление, что у большинства людей есть понимание того, что честно, а что нет. Для христиан справедливость является отражением справедливого Бога.

Что это меняет?

Предоставление ученикам опыта в обеих ролях помогло им сопереживать тем, кто в другой роли, и задуматься о своем опыте. В результате они были лучше подготовлены к созданию способов поведения, которые были бы справедливыми. Слишком легко придумать то, что мы считаем справедливым с нашей собственной точки зрения.

Где еще можно это применить?

Занимаясь физкультурой, ученики могут искать пути, которыми справедливость и уважение способны стать частью того, как они занимаются спортом. Стратегия предоставления ученикам возможности занять место другого человека помогает им задуматься о Золотом правиле (Евангелие от Матфея, 7:12), и ее можно использовать в различных частях школьной программы. Предоставление ученикам непосредственного опыта не всегда приемлемо, так как есть некоторые ситуации и роли, которые мы не хотели бы, чтобы они испытали на себе или сочувствовали им. Ни опыт, ни сопереживание не являются хорошими сами по себе, но то и другое может быть использовано для добрых целей.

Узнать больше

Бог призывает людей искать «правды и только правды» (Книга Второзаконие, 16:20). В своей песне Мария размышляет о Боге справедливости, который смиряет гордых и возвышает бедных (Евангелие от Луки, 1:51-52). Иисус принимал людей из низших слоев общества, находясь среди бедных и отвергнутых, а также тех, которых другие считали грешниками (Евангелие от Матфея, 9:10-12). Божья справедливость проявлялась в том, что Бог заступался за бессильных (Псалтирь, 71: 7, Псалтирь, 71:12). Часто это были сироты, вдовы и чужестранцы – те, которых некому было защитить, и с которыми часто обращались несправедливо. Бог ожидает, что Его народ будет поступать справедливо и перестанет делать злые дела (Книга Пророка Исаии, 1:13-17).

«Благотворительность не может заменить собой отказ в справедливости» (Блаженный Августин).

Иногда люди реагируют на несправедливость таким образом, что только создают ситуацию несправедливости для другой группы. Джим постарался поощрять справедливость и уважение к обеим группам. Он приложил усилия, чтобы его команда увидела, что как игроки, так и судьи – это дети Божьи (Первое послание Иоанна, 3:1-2). По этой причине и те, и другие заслуживают уважительного отношения. Они не обязаны зарабатывать уважение к себе. Уважение определяется тем, что все мы созданы Богом, и ответственность за то, чтобы поступать справедливо и отвечать за свои поступки, также является частью того, что мы – Его дети.

«В нравственной сфере каждый акт справедливости или благотворительности предполагает поставить себя на место другого человека и тем самым преодолеть собственную конкурентную особенность» (К. С. Льюис).

Библия говорит, что Бог гневается на несправедливость. Пророк Амос возвышал свой голос против несправедливости своего времени, когда беззащитные люди были угнетаемы, а богатые становились еще богаче. Он призывал к тому, чтобы справедливость текла, как река (Книга Пророка Амоса, 5:24). У людей, судя по всему, есть врожденное чувство справедливости, и они справедливо возмущаются, когда видят несправедливость в этом мире (Книга Пророка Малахии, 2:17). Когда мы выступаем против несправедливости, мы признаем, что наш оппонент ответственен за свой нравственный выбор. В данном случае не соглашаться – это считать людей достойными того, чтобы нести ответственность за свои поступки.

 Рассмотрите подобные примеры:

Что если состязательные виды спорта будут развивать сдержанность?

Что если, изучая проекции карт, разговор пойдет о справедливости?

Что если урок истории научит, что признать ошибку означает исправить ее?

Тело и человек

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Дэйв преподавал физическую культуру. Он хотел, чтобы в процессе преподавания и обучения, которое происходит на уроке при выполнении упражнений, его ученики поняли, что человек – это целостное существо, и то, что мы делаем со своим телом, влияет на наш ум, эмоции и духовное состояние.

«На протяжении недели я организовывал различные упражнения для разных возрастов, способностей и вкусов. Для этого в тренажерном зале устроил несколько разных станций. Ученики должны были выбрать три упражнения, например, танцы, игра с мячом или ходьба, которые они будут выполнять во время урока. Я попытался предоставить максимально широкий выбор, насколько это было возможно, чтобы каждый мог найти упражнения. Я хотел создать веселую атмосферу, которая бы обеспечила больше активного участия, поэтому, когда ученики входили в зал, их встречала танцевальная музыка.

В конце урока мы собрались вместе и обсуждали, как упражнения влияют на наше внутреннее состояние, на разум и эмоции. Если мы расстроены, наше тело может чувствовать тяжесть. Хорошие новости могут производить противоположный эффект. Физические упражнения могут улучшить наше эмоциональное состояние и помочь нам мыслить ясно. В духовном плане на нас также может влиять то, что происходит в наших умах, телах и эмоциях. Если у человека есть отношения с Богом, и он расстроен, не всегда это духовная проблема; иногда это просто недостаток сна или упражнений! Поддержание хорошей физической формы наших тел – это также забота о нашем эмоциональном, духовном и умственном здоровье».

Что тут происходит?

Дэйв увидел урок физкультуры как способ помочь ученикам увидеть себя целостными, не отделяя того, что они делают со своими телами, от остальной части своего существа.

Он вовлек учеников, сосредоточив их внимание на связях, переживании удовольствия и размышлении о своем опыте (мероприятия и обсуждение).

Он изменил свою практику, поменяв расположение класса, создав соответствующую атмосферу и подобрав вопросы (музыка, возможность выбора, установление связей).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Человек – это не просто тело, или только разум, или только дух; все эти составляющие неразрывно связаны воедино. Все, что мы делаем в одной сфере, влияет на другие. Библия признает это, когда говорит, что мир в сердце делает здоровым тело. Вера, надежда и любовь не могут быть только духовными, они всегда касаются человека в целом. Любовь – это отношение к человеку в целом, а не только к его духовному состоянию. Надежда также подразумевает человека в целом в настоящее время, а не просто какое-то духовное существование на небесах. Вера должна трансформироваться в действие – то, что мы делаем и как мы живем, будучи целостной личностью. Мы причиняем боль или оказываем помощь всему человеку в целом.

Что это меняет?

Подчеркивая связь между нашими телами, эмоциями, разумом и духом, Дэйв помог своим ученикам увидеть себя целостными и открыл возможность для более сбалансированного взгляда на жизнь.

Где еще можно это применить?

Комплексную природу человека можно выделить в ряде предметов, таких как естественные науки, физическая культура и библейские уроки. Восприятие человека только как духовного существа так же неверно, как его восприятие только как физического тела. Именно поэтому сексуальные связи, например, никогда не были просто тем, что мы делаем с нашими телами. Таким образом, эти связи мы также можем изучать на уроке здоровья и полового воспитания.

Узнать больше

Библия говорит о Боге, который заботится не только о телах людей, но и об их умах и духе.  Он дает пищу (Деяния святых апостолов, 14:17), побуждает людей размышлять (Книга Притчей Соломоновых, 3:13), а также заботится об их духовном состоянии. Он создал тело человека и объявил эту часть Своего творения «весьма хорошей». Бог облекся в человеческую плоть в Иисусе Христе (Послание к Колоссянам, 2:9), и Иисусу были знакомы человеческие мысли и эмоции (Послание к Евреям, 4:15-16). Частью служения Иисуса было исцеление поврежденных тел, умов и духа людей (Евангелие от Луки, 4:16-19). Христианская надежда на будущее – это новая земля, населенная людьми с новыми телами (Первое послание к Коринфянам, 15:44). Библия не только говорит положительно о теле человека, но и признает, что тело сейчас не такое, каким Бог создал его изначально.

Иногда, читая Новый Завет, нам кажется, что Бог против тела, когда говорится об «умерщвлении плоти» (Послание к Римлянам, 8:13). Иногда слово «плоть» в Библии используется для того, чтобы описать отношение человека, противостоящего Богу или уходящего от Него, а не само тело. Это слово относится к тому, что уводит людей от Бога или искушает их. Наши тела, ум и эмоции могут либо приблизить нас к Богу, либо повести в противоположном направлении. Какая-либо сфера жизни не является по своей природе более благочестивой или плотской, чем другие; все они хороши и созданы Богом, все они находятся в состоянии грехопадения и сейчас не такие, как запланировал Бог; все они могут быть искуплены.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если благодаря танцам ученики станут лучше понимать, что такое прощение?

Что если преподавание истории будет включать в себя духовное наследие народа?

Что если урок об атомах мог бы рассматривать науку в более широком контексте?

Урок физической культуры и преодоление трудностей

Что если, преодолевая полосу препятствий, разговор пойдет о настойчивости?

После прохождения полосы препятствий учитель задал классу вопросы:

  • Легко ли было проходить полосу препятствия?
  • Всегда ли удавалось выполнить задания с первого раза?
  • Что заставляло двигаться дальше?

Затем учитель дал каждой команде набор слов:

«Делай что можешь. С тем, что имеешь. Там, где ты есть»

«Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием»

«Есть цель? Иди к ней! Не получается? Ползи к ней! Не можешь? Ляг и лежи в ее направлении!»

«Отбрось отговорки и оправдания. Человек находит время для всего, что он действительно хочет»

«Зрелость приходит, когда мы прекращаем оправдываться и начинаем меняться»

«Кто хочет – ищет возможность, кто не хочет – ищет причину»

Ученики должны были составить высказывание, обсудить его и поделиться с классом, как они его понимают.

Далее учитель рассказал детям, что каждый день мы сталкиваемся с определенной «полосой препятствий». Начиная с самого утра, когда нам тяжело встать с постели вовремя, и продолжая выполнением повседневных заданий. Когда находим оправдания тому, почему мы поступили так или иначе. Обвиняя людей, обстоятельства, Бога в своих неудачах, проблемах. Он предложил классу обсудить, что делать, если все-таки что-то не получается или же попросту нет желания выполнять поставленные задачи?

Дети должны были расставить предложения по порядку.

После учитель поведал историю из своей жизни: «Когда я была приблизительно вашего возраста, я попала в один лагерь, где каждое утро начиналось с обязательного преодоления полосы препятствий. Среди прочих заданий надо было перелететь на тарзанке яму, наполненную грязью, а в довершение всего – перебраться через трехметровую стену (без лестницы!). Должна вам признаться, я не была спортивным подростком. И, конечно же, к стене я прибегала уже вся запыхавшаяся и в грязи, поскольку яму я не перелетала, а скорее принимала грязевые ванны. И на стену я не взбиралась, а меня просто каким-то чудом перетягивали самые смелые и сильные люди из команды. К третьему дню мои ноги были покрыты синяками. Угадайте, с каким чувством я просыпалась утром? Хотя даже через несколько дней я все еще не могла перелететь через яму, но грязь в ней подсохла, и к стене я уже добралась хотя бы сухой. И вот я опять перед трехметровой стеной, на которой написано «Страх. Гордость. Спесь». Стою перед стеной со своим опытом предыдущих дней, и не могу преодолеть ее. Но у меня нет выбора. Я – часть команды. Наверное, я готова была расплакаться. Не помню как, но в этот день я все-таки «взлетела» на стену. Все что я помню, это слова библейского стиха, который мы учили накануне, и который я просто прокричала в тот день, взбираясь на стену: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Наверное, в тот момент я выглядела, как человечек на самой верхней ступеньке у нас на картинке.

Знаете, каждый из нас преодолевает такие стены в своей жизни каждый день. Не всегда у нас это получается сразу. Бог не спрашивает нас, можем ли мы это сделать, хотим ли мы это преодолеть. И если мы не ищем оправданий себе, а стремимся меняться к лучшему, Он даст нам все необходимое для этого. Я неоднократно убеждалась в этом в своей жизни! Думаю, вы тоже».

В конце урока учитель дал задание на дом: подумать об одной из «стен» и разработать план по ее преодолению.

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок физической культуры как возможность призвать детей к принятию вызовов и изменениям, к надежде и радости, к ободрению и работе над изменениями.

Учитель вовлек учеников, предложив им подумать над ключевой фразой или образом; помог ученикам переживать на личном опыте, наслаждаться, размышлять и удивляться, расширять способы участия; помочь ученикам рассматривать обучение с позиции отношений.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Вера – в то, что вследствие грехопадения мы несовершенны, но с Божьей помощью можем меняться к лучшему.
  • Надежда – несмотря на то как трудно работать над собой, с Богом мы можем одержать победу.
  • Любовь к Богу и самому себе побуждает нас преодолевать трудности.

Что это меняет?

Дети учатся не искать себе оправданий, а прикладывая усилия и ища силы у Бога, меняться к лучшему.

Что еще можно сделать?

  • Организовать встречу с выпускниками школы, где бы они могли поделиться своим школьным и студенческим опытом упущенных возможностей, или же наоборот, где их усердие и работа над собой были вознаграждены.
  • Пригласить спортсмена-паралимпийца.
  • Посмотреть ролик о Нике Вуйчиче.
  • Ознакомится с биографией Хелен Адамс Келлер.

Узнать больше

Рассмотреть подобные примеры:

Что если мы будем выражать признательность за настойчивость, а не только за достижения? 

Что если урок повторения научит учеников помогать и поддерживать друг друга? 

Что если математика поможет создать общество, в котором каждый может достичь успеха? 

Команда и индивидуум

Что если, радуясь победе, мы выразим уважение другим?

Кейт, учитель физкультуры, была тренером футбольной команды школьников младших классов своей школы. Она была недовольна тем, как игроки выражали свои эмоции по поводу забитого гола, и понимала, что часто они подражают тому, что видели по телевизору. Ей хотелось, чтобы ее команда задумалась о забитом мяче как о способе признать командные усилия, а не просто шанс для кого-то одного оказаться в центре внимания.

«Вместо того, чтобы проводить обычную тренировку, я собрала команду и показала несколько видеоклипов о том, как игроки профессиональных команд радовались забитым голам, не показывая, что привело к этому. Я просила класс предположить, что привело к голу. Затем я показала отрывок подлиннее. Мы говорили о том, что гол – это работа всей команды, и обсуждали, как можно выражать радость о забитом голе, признавая роль других игроков команды. Мы разработали способы поведения, который понравились ученикам и устраивали их.

Я также оценила свое поведение, на что я реагировала, высказывая свои комментарии, критикуя или хваля игру моих учеников. Я поняла, что мои слова главным образом были реакцией на поведение отдельных игроков, которым я была недовольна, или же индивидуальные усилия игрока, которые я хвалила. Я решила использовать новую систему поощрений, которая отмечала взаимодействие игроков.»

Что тут происходит?

Кейт увидела игру в футбол как часть развития личности и стремления к благу других людей. Недостаточно просто забить гол.

Она намеренно вовлекла учеников в обсуждение и размышление о поведении, связанном с голом, таким образом, чтобы обратить внимание на совместную работу (показ видеоклипов).

Она изменила свою практику, проанализировав свои привычки в преподавании, связанные с похвалой (создав другую систему поощрения), и использовав видеоролики и дискуссию, чтобы сфокусировать внимание учеников на цели урока.

Как я могу сделать это сам?

  • Пример для начальной школы
  • Пример для средней школы

Причем здесь вера, надежда и любовь?

Нам свойственно фокусировать внимание на наших желаниях и потребностях и считать, что мы конкурируем с другими за все, начиная с материальных благ и заканчивая вниманием. Это часто возникает из-за ощущения небезопасности и того, что мы больше внимания уделяем тому, чтобы быть любимыми, а не любить других. Апостол Павел сказал о любви, что она «не ищет своего». То, что мы доверяем другим людям, что они станут хвалить нас, вместо того, чтобы привлекать внимание к себе, может быть выражением веры в то, что другие заботятся о нас. Это осознанный уход от эгоизма.

Что это меняет?

Кейт предприняла действия, вызванные ее беспокойством, и решила разобраться с этим, хотя это означало изменение ее собственного поведения. Она сделала это, не упрекая учеников, а изменив свои методы работы и вовлекая учеников в изменение их действий.

Где еще можно это применить?

Такой же подход может быть применен и к другим видам спорта, если учитель может увидеть подражание отрицательному поведению или что слишком много внимания уделяется победе или саморекламе.

Узнать больше

Для христиан уверенность в Божьей любви означает, что нам не нужно соперничать с другими. Божьей любви достаточно на всех. Люди не должны привлекать внимание к себе неподобающим образом, потому что Бог знает каждого из нас (Евангелие от Луки, 12:17).

Выражение радости по поводу забитого гола изменилось от привлечения внимания к себе к признанию других. Это бескорыстный поступок. Иисус учил радикальному самопожертвованию. (Евангелие от Марка, 12:30-31, Евангелие от Матфея, 6:24). Он считал, что любовь к другим должна уступать только любви к Богу. Он учил людей обращаться с другими так же, как они хотели, чтобы относились к ним (Евангелие от Марка, 12:28-31). Отсутствие эгоизма – это не самоненавистничество и не пренебрежение собой. Это относиться к другим людям с достоинством как к детям Божьим и обращать внимание на их потребности. Апостол Павел говорит о том, что нужно угождать другим, а не себе, созидая других людей (Послание к Римлянам, 15:2, Послание к Филиппийцам, 2:4).

Такая смерть для себя – это то, что происходит с помощью Святого Духа. Это не разовое действие, а ежедневный процесс. Личность не теряется в процессе, она становится сильнее. Многие христиане обнаруживают, что происходит странное обратное действие – фокусируясь на Боге и других, мы находим самих себя (Евангелие от Матфея, 16:25).

«То, что так сильно повлияло на первых христиан, и то, к чему они возвращались снова и снова, было то, что в Иисусе они видели (и устные рассказы свидетельствовали об этом тем, кто не видел) образ человека, которого раньше никто никогда не представлял. Это был образ щедрости и прощения, самопожертвования и решимости в первую очередь восполнить потребности всех остальных» (Н. Т. Райт).

Рассмотрите подобные примеры:

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Что если состязательные виды спорта будут развивать сдержанность?

Что если игра в футбол в начальной школе будет учить справедливости и уважению?

Занятия для средней школы

  • Тело и человек

  • Спорт и сдержанность

  • Разбираясь со страхами

Тело и человек

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Дэйв преподавал физическую культуру. Он хотел, чтобы в процессе преподавания и обучения, которое происходит на уроке при выполнении упражнений, его ученики поняли, что человек – это целостное существо, и то, что мы делаем со своим телом, влияет на наш ум, эмоции и духовное состояние.

«На протяжении недели я организовывал различные упражнения для разных возрастов, способностей и вкусов. Для этого в тренажерном зале устроил несколько разных станций. Ученики должны были выбрать три упражнения, например, танцы, игра с мячом или ходьба, которые они будут выполнять во время урока. Я попытался предоставить максимально широкий выбор, насколько это было возможно, чтобы каждый мог найти упражнения. Я хотел создать веселую атмосферу, которая бы обеспечила больше активного участия, поэтому, когда ученики входили в зал, их встречала танцевальная музыка.

В конце урока мы собрались вместе и обсуждали, как упражнения влияют на наше внутреннее состояние, на разум и эмоции. Если мы расстроены, наше тело может чувствовать тяжесть. Хорошие новости могут производить противоположный эффект. Физические упражнения могут улучшить наше эмоциональное состояние и помочь нам мыслить ясно. В духовном плане на нас также может влиять то, что происходит в наших умах, телах и эмоциях. Если у человека есть отношения с Богом, и он расстроен, не всегда это духовная проблема; иногда это просто недостаток сна или упражнений! Поддержание хорошей физической формы наших тел – это также забота о нашем эмоциональном, духовном и умственном здоровье».

Что тут происходит?

Дэйв увидел урок физкультуры как способ помочь ученикам увидеть себя целостными, не отделяя того, что они делают со своими телами, от остальной части своего существа.

Он вовлек учеников, сосредоточив их внимание на связях, переживании удовольствия и размышлении о своем опыте (мероприятия и обсуждение).

Он изменил свою практику, поменяв расположение класса, создав соответствующую атмосферу и подобрав вопросы (музыка, возможность выбора, установление связей).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Человек – это не просто тело, или только разум, или только дух; все эти составляющие неразрывно связаны воедино. Все, что мы делаем в одной сфере, влияет на другие. Библия признает это, когда говорит, что мир в сердце делает здоровым тело. Вера, надежда и любовь не могут быть только духовными, они всегда касаются человека в целом. Любовь – это отношение к человеку в целом, а не только к его духовному состоянию. Надежда также подразумевает человека в целом в настоящее время, а не просто какое-то духовное существование на небесах. Вера должна трансформироваться в действие – то, что мы делаем и как мы живем, будучи целостной личностью. Мы причиняем боль или оказываем помощь всему человеку в целом.

Что это меняет?

Подчеркивая связь между нашими телами, эмоциями, разумом и духом, Дэйв помог своим ученикам увидеть себя целостными и открыл возможность для более сбалансированного взгляда на жизнь.

Где еще можно это применить?

Комплексную природу человека можно выделить в ряде предметов, таких как естественные науки, физическая культура и библейские уроки. Восприятие человека только как духовного существа так же неверно, как его восприятие только как физического тела. Именно поэтому сексуальные связи, например, никогда не были просто тем, что мы делаем с нашими телами. Таким образом, эти связи мы также можем изучать на уроке здоровья и полового воспитания.

Узнать больше

Библия говорит о Боге, который заботится не только о телах людей, но и об их умах и духе.  Он дает пищу (Деяния святых апостолов, 14:17), побуждает людей размышлять (Книга Притчей Соломоновых, 3:13), а также заботится об их духовном состоянии. Он создал тело человека и объявил эту часть Своего творения «весьма хорошей». Бог облекся в человеческую плоть в Иисусе Христе (Послание к Колоссянам, 2:9), и Иисусу были знакомы человеческие мысли и эмоции (Послание к Евреям, 4:15-16). Частью служения Иисуса было исцеление поврежденных тел, умов и духа людей (Евангелие от Луки, 4:16-19). Христианская надежда на будущее – это новая земля, населенная людьми с новыми телами (Первое послание к Коринфянам, 15:44). Библия не только говорит положительно о теле человека, но и признает, что тело сейчас не такое, каким Бог создал его изначально.

Иногда, читая Новый Завет, нам кажется, что Бог против тела, когда говорится об «умерщвлении плоти» (Послание к Римлянам, 8:13). Иногда слово «плоть» в Библии используется для того, чтобы описать отношение человека, противостоящего Богу или уходящего от Него, а не само тело. Это слово относится к тому, что уводит людей от Бога или искушает их. Наши тела, ум и эмоции могут либо приблизить нас к Богу, либо повести в противоположном направлении. Какая-либо сфера жизни не является по своей природе более благочестивой или плотской, чем другие; все они хороши и созданы Богом, все они находятся в состоянии грехопадения и сейчас не такие, как запланировал Бог; все они могут быть искуплены.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если благодаря танцам ученики станут лучше понимать, что такое прощение?

Что если преподавание истории будет включать в себя духовное наследие народа?

Что если урок об атомах мог бы рассматривать науку в более широком контексте?

Спорт и сдержанность

Что если состязательные виды спорта будут развивать сдержанность?

Анна и Петр проводили спортивные занятия в христианских школах. Несколько инцидентов заставили их задуматься о том, какое отношение к победе мы взращиваем тем, как мы обучаем состязательным видам спорта.

Анна: «Хоккейная команда наших учениц играла хорошо, и мы были близки к победе в региональном чемпионате. Лиза, капитан команды, очень хотела добиться успеха. Ей хотелось, чтобы ее последний год в школе достиг кульминации победой команды в местной лиге. Эта победа действительно была очень важна. Поэтому Лиза начала учить игроков своей команды различным приемам запугивания игроков команды соперника. Когда я поняла, что происходит, я была очень обеспокоена. Я собрала всю команду, чтобы поговорить о стремлении победить, но не любой ценой. Мы обсуждали использованные приемы и почему они не являются приемлемыми по причине необходимости уважать других, в том числе наших соперников. Это заставило меня задуматься о том, как я проводила тренировки. Раньше я не говорила об этих проблемах».

Петр: «Я учил мальчиков игре в теннис и размышлял о том, какое отношение я формирую. Обучая подаче, я ставил мальчиков в пары так, чтобы по уровню владения навыками они были как можно ближе друг ко другу. Я поощрял их делать подачи как можно лучше, стараясь победить своего соперника. После каждой подачи ученик, получивший ее, должен был дать свой отзыв о сильных и слабых сторонах этой подачи. Затем я ставил в пары более слабого игрока с более сильным. Я просил более сильного игрока принимать подачу от менее опытного игрока, взяв ракетку в ​​более слабую, обычно левую, руку. Им снова нужно было прокомментировать сильные и слабые стороны подачи. Я говорил им, что в этом упражнении их роль как более сильного игрока заключалась в том, чтобы помочь своему оппоненту научиться подавать лучше.»

Что тут происходит?

Петр и Анна увидели спорт как то, что связано не только с победой, но и с воспитанием ценностей, связанных с уважением и достижением блага других людей.

Они вовлекли учеников, сосредоточив свое внимание на проблеме ценностей (запрещая приемы запугивания) и побуждая учеников получить опыт применения этих ценностей на практике (помогая друг другу учиться).

Они изменили свою практику, выбрав целенаправленный язык для создания контекста обучения, установив явную цель обучения и четко определив, как это будет связано с практикой (возможности помочь другим).

Как я могу сделать это сам?

Причем здесь вера, надежда и любовь?

Иисус не намеревался проявить грубую силу, чтобы одержать победу. Вместо этого Он показал пример сдержанности и служения. Проявление сдержанности и приверженности тому, что ценности применимы даже в условиях высокой конкуренции, противоречит нашему естеству и предполагает использование веры. Вера является настоящей только тогда, когда она применяется практически в подобных ситуациях. Это не абстрактный набор убеждений.

Что это меняет?

Петр и Анна не отрицали необходимости соревновательного аспекта, но уравновешивали его сдержанностью и тренировками, во время которых проявлялось уважение к соперникам. Можно создать подборку подобных упражнений.

Где еще можно это применить?

Развивайте обсуждение идеи мужественной сдержанности учениками, используя правдивые истории. Например:

  1. В июне 2010 года бейсболист из команды Детройта сделал «идеальную игру» (победа всухую, при которой ни один игрок соперника не достиг базы – прим. перев.), но судья принял неправильное решение, которое лишило игрока этого достижения. Он имел полное право возмутиться. Но он улыбнулся, подавил свое глубокое разочарование и принял решение арбитра. Его реакция принесла ему большое уважение всех, кто видел эту ситуацию. Единственным способом, как такая сдержанность могла проявиться в такой кризисный момент, являются годы практики.
  2. В 2010 году силы НАТО в Афганистане приняли политику мужественной сдержанности, которая была направлена на сокращение числа жертв среди гражданского населения. Солдат обучали воздерживаться от стрельбы в столкновениях с талибами, если существовала опасность для невинных мирных жителей. Им напоминали об этих правилах перед выходом на боевое задание.

Узнать больше

Мужественная сдержанность дважды была проявлена Давидом. Царь Саул пытался убить его, и дважды его жизнь оказывалась во власти Давида, который был помазан как следующий царь. В обоих случаях Давид отказался убить Саула. Он проявлял сдержанность и ожидал своего времени, когда он займет престол (Первая книга Царств, 24:7). Это не значит, что он ничего не делал. За этот период он развивал свое мастерство, силу и популярность. В начале своего служения Иисус был искушаем использовать Свою власть неправильным образом с целью убедить людей в том, что Он действительно Божий Сын. Иисусу предлагали победу любой ценой, но Он отказался. Важной особенностью жизни Иисуса и Его смерти на кресте был радикальный пересмотр понятия «победа», которая в понимании того времени означала торжество, особенно над врагом или конкурентом. Библия же обращает наше внимание на то, какими людьми мы становимся, и на призыв стать подобным Христу в своем характере (Первое послание Иоанна, 2:6).

«Истина в характере. Христос не просто говорил правду; Он был истиной, во всех отношениях; ибо истина – это субстанция, заключающаяся не в словах, а в жизни и бытии» (Фредерик У. Робертсон).

Формирование характера, такого как у Христа, это не то же самое, что соблюдение правил, Десяти заповедей, например. Духовное развитие христианина не происходит благодаря тому, что они не нарушают правила, также как человек не становится хорошим футболистом, просто соблюдая правила игры.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если, радуясь победе, мы выразим уважение другим?

Что если урок физкультуры поможет ученикам справиться со своими страхами?

Что если игра в футбол в начальной школе будет учить справедливости и уважению?

Разбираясь со страхами

Что если урок физкультуры поможет ученикам справиться со своими страхами?

Элис преподавала физическую культуру, и ее внимание привлек тот факт, что некоторые девочки боялись переодеваться в раздевалке. Уроки физкультуры проводились только два раза в неделю, но они вызывало беспокойство у некоторых учениц, которые были застенчивы и стыдливы. Элис понимала, что они не добьются больших успехов по физкультуре, если каждую неделю боятся идти на этот урок.

«Я решила поговорить об этом открыто, посвятив этой теме часть урока. Я начала с того, что познакомила класс с результатами опроса, проведенного среди учеников школы, где переодевание на физкультуре было оценено как то, что вызывает самый большой страх. Мне казалось, что это даст ученикам понять, что они не одиноки в своих переживаниях.

Я начала урок формально, чтобы ученикам было легче принять этот разговор. Я создала вымышленные веб-сообщения на эту тему, придумав имена, но используя реальные ситуации и переживания. Я не хотела говорить об этом напрямую, вынуждая учеников высказываться, потому что я понимала, что некоторым из них будет очень стыдно говорить об этом.

Я спросила девочек, как они предложат поступать в такой ситуации, и как мы могли бы лучше проявлять уважение друг ко другу и доверять друг другу. Мы высказали некоторые рекомендации по уважительному отношению к личному пространству. Мы также говорили о том, насколько сильно ранят негативные комментарии о том, как кто-то выглядит. Я подчеркнула, что нам необходимо разбираться с этим вместе, чтобы стать сообществом, где все могут доверять друг другу и помогать друг другу чувствовать себя безопасно. Только немногие в одиночку могут справиться с такой проблемой.

Я поговорила со школьным психологом, и она провела несколько занятий, посвященных самооценке и тому, что мы думаем о своем теле.»

Что тут происходит?

Элис увидела своих учеников целостными. На уроке физкультуры были важны их эмоции и тревоги, а не только их тела.

Она вовлекла их в то, чтобы внимательно слушать презентацию и связывать ее с собственными тревогами, задуматься, что они могут сделать, чтобы изменить ситуацию так, что это сможет помочь другим, и в установление связей с другой темой (самооценка).

Элис изменила свою практику, используя ресурс для создания фокуса (опрос), спланировав процесс взаимодействия (первоначально формального, связанного больше с учителем, чем друг с другом, а затем коллективного, и активное вовлечение учеников в изменения), установив связи со всей школьной программой и создав пространство для размышления о том, как можно сохранить уважение и достоинство и как применить это на практике.

Как я могу сделать это сам?

Причем здесь вера, надежда и любовь?

Беспокойство Элис об ее учениках было выражением любви, и ее вмешательство побудило учеников подумать о том, что любовь друг ко другу может означать практически. Она видела их целостными существами, состоящими из тела и души, а не только тела. Библия иногда говорит о человеке как о «душе и теле» или «теле, душе и духе», где душа и дух включают в себя волю, эмоции и мысли, а также наши отношения с Богом (Первое послание к Фессалоникийцам, 5:23; Псалтирь, 31:9). Библия не буквальна в этих формулировках, но независимо от того, какие формулировки используются, различные аспекты нас как личности сложным образом соединены между собой. Что влияет на одну часть нас, влияет и на другие части. То, что порождает страх, может влиять на нас физически, эмоционально и духовно.

Что это меняет?

Боязнь переодеваться в школе является распространенной проблемой, но о ней не всегда говорят. Для учеников важно, что подобные проблемы были признаны и восприняты всерьез. Обсуждение методов может помочь облегчить страхи, даже если ситуация не может быть решена быстро и полностью. Сосредоточение внимания на решении проблемы общими усилиями может привести к ценным урокам взаимозависимости и сообщества.

Где еще можно это применить?

Образы физической красоты и того, как она меняется, можно продолжить изучать на уроках изобразительного искусства. То, как разум, дух, эмоции и тело связаны между собой, может изучаться на уроках естественных наук (например, что влияет на сердечный ритм), на уроках труда (разные аспекты диеты) и библейских уроках (пост, использование тела и чувств в поклонении). Акцент на том, как группа учеников может брать на себя ответственность за поведение, помогающее другим учиться, может быть продолжен в рамках школьной программы.

Узнать больше

Проблема в раздевалках на физкультуре отчасти связана с тем, как сами ученики видят себя. На то, какими мы видим себя влияет наше мнение о себе, как нас видят другие, и как Бог видит нас. Мы не отдельно существующие личности, а часть сети отношений.

Бог смотрит на сердце и знает все о каждом человеке (Псалтирь, 43:22). Бог не имеет иллюзий о людях, но продолжает любить их.

«Всемогущий Бог, Кому все сердца открыты, все желания известны, и от Которого не скрыта никакая тайна…» (Книга общих молитв, 1662).

Помимо этого есть то, как нас воспринимают другие люди. Они не всегда правы, и иногда их восприятие нас разочаровывает, но они также могут быть источником честной оценки и ободрения.

«О, если бы какая-то сила дала нам дар, чтобы увидеть себя так, как другие видят нас!» (Роберт Бернс).

Также мы сами имеем мнение о себе. Мы нуждаемся в смирении, а не в гордости или низкой самооценке. Смирение — это реалистичная оценка себя и почитание других. Смирение относительно того, как выглядит наше тело, означает способность видеть себя такими, какие мы есть на самом деле (Послание к Римлянам, 12:3).

Библия говорит о теле как о храме Святого Духа, поэтому о нем нужно заботиться (Первое послание к Коринфянам, 6:19-20). Касаясь того, как выглядит наше тело, Библия признает красоту; тело важно, и большинство из нас заботится о том, как мы выглядим. Однако Библии делает акцент на внутренней красоте (Первое послание Петра, 3:3-4), а не на внешнем виде.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Что если урок о правилах поведения будет о том, как развиваться вместе?

Что если переживание о предстоящих тестах заменить благодарностью?