Спорт и уважение
Что если игра в футбол в начальной школе будет учить справедливости и уважению?
Джим – вышедший на пенсию учитель, который помогает тренировать школьные футбольные команды. Все команды довольно опытные, и первая команда играет в местном турнире среди школ. Но есть проблемы с реакцией игроков на решения главного судьи и боковых арбитров. Джим почувствовал, что причиной этого было влияние, идущее от профессионального футбола.
«Я разделил учеников на несколько команд и в течение нескольких недель постарался сделать так, чтобы все члены команды побыли как игроками, так и судьями во время тренировочных игр. В завершении я попросил игроков разделиться на пары и рассказать партнеру о своем опыте, отвечая на следующие вопросы:
- Что было хорошо в обеих ролях?
- Что было отрицательным в них?
- Как бы вы хотели, чтобы с вами обращались в каждой роли?
Пары обменялись мнениями, после чего мы посмотрели несколько коротких видеосюжетов профессиональных игр, в которых было показано отношение к судьям и реакция игроков на неправильные решения. Я также показал несколько видеосюжетов об игроках и судьях, которые вели себя иначе. Мы отметили, что было по-другому, сосредоточив внимание на справедливости и уважении.
Вместо того, чтобы давать ученикам правила, я попросил их придумать для своей команды способ вести себя справедливо и уважительно по отношению как к игрокам, так и судьям, а также пообещать придерживаться такого поведения».
Что тут происходит?
Джим увидел взаимодействие судьи и игрока как контекст для того, чтобы поступать справедливо и обращаться с людьми как с теми, кто сотворен Богом, и кто заслуживает уважения.
Он вовлек учеников в получение личного опыта в противоположных ролях и размышление непосредственно о полученном опыте в контексте идей справедливости и уважения.
Он изменил свою практику, использовав роли, видеосюжеты, специально подобранные вопросы, а также понятия справедливости и уважения как основу формы участия учеников.
Как я могу сделать это сам?
Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?
Раздоры и неуважение, проявляющиеся в обществе, часто являются результатом несправедливости, случайной или намеренной, и мы воспринимаем это как часть жизни. Библия ясно показывает, что жизнь сейчас не такая, как запланировал Бог. Христианская надежда на будущее заключается в том, что будет новый мир, в котором нет никакой нечестности или несправедливости, и христиане стараются показать эту надежду в повседневной жизни. Обращение с другими людьми с уважением и справедливостью является одним из аспектов любви. Честность является одним из аспектов справедливости, и по частоте крика «это несправедливо!» складывается впечатление, что у большинства людей есть понимание того, что честно, а что нет. Для христиан справедливость является отражением справедливого Бога.
Что это меняет?
Предоставление ученикам опыта в обеих ролях помогло им сопереживать тем, кто в другой роли, и задуматься о своем опыте. В результате они были лучше подготовлены к созданию способов поведения, которые были бы справедливыми. Слишком легко придумать то, что мы считаем справедливым с нашей собственной точки зрения.
Где еще можно это применить?
Занимаясь физкультурой, ученики могут искать пути, которыми справедливость и уважение способны стать частью того, как они занимаются спортом. Стратегия предоставления ученикам возможности занять место другого человека помогает им задуматься о Золотом правиле (Евангелие от Матфея, 7:12), и ее можно использовать в различных частях школьной программы. Предоставление ученикам непосредственного опыта не всегда приемлемо, так как есть некоторые ситуации и роли, которые мы не хотели бы, чтобы они испытали на себе или сочувствовали им. Ни опыт, ни сопереживание не являются хорошими сами по себе, но то и другое может быть использовано для добрых целей.
Узнать больше
Бог призывает людей искать «правды и только правды» (Книга Второзаконие, 16:20). В своей песне Мария размышляет о Боге справедливости, который смиряет гордых и возвышает бедных (Евангелие от Луки, 1:51-52). Иисус принимал людей из низших слоев общества, находясь среди бедных и отвергнутых, а также тех, которых другие считали грешниками (Евангелие от Матфея, 9:10-12). Божья справедливость проявлялась в том, что Бог заступался за бессильных (Псалтирь, 71: 7, Псалтирь, 71:12). Часто это были сироты, вдовы и чужестранцы – те, которых некому было защитить, и с которыми часто обращались несправедливо. Бог ожидает, что Его народ будет поступать справедливо и перестанет делать злые дела (Книга Пророка Исаии, 1:13-17).
«Благотворительность не может заменить собой отказ в справедливости» (Блаженный Августин).
Иногда люди реагируют на несправедливость таким образом, что только создают ситуацию несправедливости для другой группы. Джим постарался поощрять справедливость и уважение к обеим группам. Он приложил усилия, чтобы его команда увидела, что как игроки, так и судьи – это дети Божьи (Первое послание Иоанна, 3:1-2). По этой причине и те, и другие заслуживают уважительного отношения. Они не обязаны зарабатывать уважение к себе. Уважение определяется тем, что все мы созданы Богом, и ответственность за то, чтобы поступать справедливо и отвечать за свои поступки, также является частью того, что мы – Его дети.
«В нравственной сфере каждый акт справедливости или благотворительности предполагает поставить себя на место другого человека и тем самым преодолеть собственную конкурентную особенность» (К. С. Льюис).
Библия говорит, что Бог гневается на несправедливость. Пророк Амос возвышал свой голос против несправедливости своего времени, когда беззащитные люди были угнетаемы, а богатые становились еще богаче. Он призывал к тому, чтобы справедливость текла, как река (Книга Пророка Амоса, 5:24). У людей, судя по всему, есть врожденное чувство справедливости, и они справедливо возмущаются, когда видят несправедливость в этом мире (Книга Пророка Малахии, 2:17). Когда мы выступаем против несправедливости, мы признаем, что наш оппонент ответственен за свой нравственный выбор. В данном случае не соглашаться – это считать людей достойными того, чтобы нести ответственность за свои поступки.
Рассмотрите подобные примеры:
Что если состязательные виды спорта будут развивать сдержанность?
Что если, изучая проекции карт, разговор пойдет о справедливости?
Что если урок истории научит, что признать ошибку означает исправить ее?