Искусство и гостеприимство
Что если с помощью искусства ученики смогут научиться уважению?
Джек хотел познакомить свой класс с африканским христианским искусством, но понимал, что необычный стиль и культурные различия могут привести к несколько негативному восприятию учениками. Чтобы понять картину, которую он планировал использовать, им нужно будет проявить смирение и уважение.
«Я решил использовать картину «Он – причина того, что мы танцуем» художника из Нигерии Чиде Окайе. Я объяснил, что на уроке будет присутствовать гость из другой страны, который что-то нам расскажет. Мы поговорили, как будем приветствовать нашего посетителя и как выразим ему свое уважение. Я объяснил, что этот гость приехал из Нигерии, показал несколько фотографий, и мы поделились своими знаниями об этой стране. Поскольку наш гость из Нигерии, некоторые вещи в этой стране будут отличаться от привычных нам, а что-то будет схожим. Вместе мы разработали правила того, как будем реагировать на это:
- Мы не будем делать выводов прежде, чем внимательно не выслушаем гостя.
- Если что-то покажется нам странным, мы не будем считать, что это глупо или плохо.
- Мы предполагаем наличие различий и сходства и будем стараться понять культуру гостя.
- Мы можем задавать вопросы о необычных или отличающихся вещах.
- Мы рассчитываем научиться чему-то новому у этого гостя.
Я показал картину, обращая особое внимание на свой язык тела, когда ее открывал. Я представил ее как нашего гостя из Нигерии. Это вызвало некоторое возмущение, но затем ученики успокоились. Мы рассуждали, как будем адаптировать наше принятие такого «гостя» и как будем проявлять уважение к этой картине. Мы использовали наши правила, рассматривая картину».
Что здесь происходит?
Джек увидел свой урок изобразительного искусства как способ мотивации смирения, уважения, внимательности и восприятия искусства как личной встречи. Он увидел знакомство с новой картиной как возможность практиковать гостеприимство по отношению к незнакомым людям.
Он вовлек учеников в размышления о своей личной реакции, связанной с иностранным гостем, прежде чем их попросят дать такую реакцию. Он прямо приглашал своих учеников познакомиться с картиной, проявляя культуру поведения, и сделал это «обучением у», а не просто «изучением».
Джек изменил свою практику, опираясь на источники веры (христианская живопись) и изменяя свой язык тела и свой выбор вопросов и образов.
Как я могу сделать это сам?
Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?
Уважение и смирение – это аспекты любви. Смирение необходимо, если мы хотим учиться у других. Смирение – это не самоуничижение, а противоположность гордости и высокомерию, которые считают, что нам нечему учиться у других культур. Истинное смирение – это щедрое отношение ума, которое ценит других и то, что они сделали, и реалистично воспринимает себя. На протяжении всей Своей жизни Иисус показывал пример смирения. Гостеприимство по отношению к чужестранцам является важным выражением любви, когда мы встречаемся с теми, кто отличается от нас.
Что это меняет?
Джек сделал изучение живописи личным переживанием для учеников, а не аналитическим упражнением. Аналитические навыки необходимы, и ученикам нужно им обучаться, но они также являются навыками, делающими возможным более глубокий контакт. Его выбор вопросов для контакта с произведением живописи помог ученикам задуматься о добродетелях, необходимых для «обучения у» вместе с рассмотрением вопросов, касающихся непосредственно искусства.
Что еще можно сделать?
Такой подход к изменению акцента контакта учеников с ресурсами разных культур может быть применен, например, к поэзии, фильмам, рассказам об исторических деятелях и, конечно, к реальным гостям. Учителя могут подумать, какие еще добродетели могут быть задействованы при взаимодействии с материалом, какие изменения отношения могут потребоваться. Важным компонентом является личный пример учителя.
Узнать больше
«Уважение» на языке Библии, иврите, означает «кланяться». Уважение и почтение в библейской культуре выражались положением тела. У нас может не быть сложных церемоний выражения вежливости, как в некоторых культурах, но мы все равно вместе с учениками можем изучать способы проявления уважения в наше время. Один из способов, которым мы выражаем уважение, – это не делать быстрых оценочных суждений, а выделять время на то, чтобы проанализировать, что говорит другой человек.
«Поспешные выводы являются отличительным признаком глупца; мудрый человек – человек сомневающийся; глупец раздражителен и уверен. Новичок говорит: «Я уверен, что это так». Тот же, кто научился большему, говорит: «Возможно, это может быть так; но, я прошу тебя, выясни» (Джереми Тейлор).
Библия определяет ценность человека тем, что он был создан Богом, и что он важен для Бога. По этой причине люди не должны заслуживать наше уважение, оно должно быть нашей первичной реакцией. Все люди заслуживают того, чтобы к ним относились с достоинством как к детям Божьим (Первое послание Петра, 2:13-17). Иисус сказал, что все, что мы делаем другим людям, он рассматривает как сделанное Ему (Евангелие от Матфея, 25:40). Библия целенаправленно говорит о тех, кто может быть чужим для нас, подчеркивая, что к чужестранцам нужно обращаться с гостеприимством и заботой (Послание к Евреям, 13:2).
Мы можем уважать творчество людей, их мышление и достижения, не игнорируя их недостатки. Уважение к тому, что сделал человек, – это способ проявления уважения к нему.
Чтобы учиться у других, необходимо смирение. В Послании к Филиппийцам, 2:3 апостол Павел призывает христиан: «… по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». Это не призыв вести себя притворно; это призыв быть щедрым в духе. Щедрость духа – это именно то, чего этот урок требует от учителя и учеников. В Новом Завете говорится, что мы должны быть способны учиться (Послание Иакова, 1:21), а таким человека делает смирение. Именно по этой причине Блаженный Августин, когда его спросили, какие три добродетели являются самыми важными, ответил: «Смирение, смирение, и еще раз смирение».
Образец смирения – это сам Христос, который отказался быть равным Богу, чтобы стать одним из нас (Послание к Филиппийцам, 2:5-11).
Рассмотрите подобные примеры:
Что если урок иностранного языка будет говорить о гостеприимстве к чужестранцам?
Что если через литературное творчество школьники смогут научиться любви и самоконтролю?