История и богатство
Что если урок истории будет о различных типах богатства и бедности?
Эмили было трудно добиться того, чтобы ее класс смог посмотреть дальше материальной бедности ранних периодов истории. Следующей темой была эпоха правления Тюдоров, и Эмили хотела, чтобы ее ученики увидели богатство, которым обладали Тюдоры в плане ценностей, веры и культуры.
«Я решила сделать основной частью темы эпохи Тюдоров получение учениками понимания существования различных типов богатства. И так как я обычно рассказываю ученикам о целях нашего изучения, то включила это в планирование темы как одну из основных целей.
Мы начали с использования двух бумажных фигурок и ряда слов и фраз на разбросанных по полу стикерах, относящихся к материальному богатству и бедности. (Я решила придумать их самостоятельно, чтобы избежать вариантов учеников ведь это могло бы привести к тому, что какого-то ребенка начнут обзывать бедным.) На первой фигурке мы нарисовали облачко мыслей, где была фраза: «Я богат, если у меня есть…». В облачке мыслей второй фигурки были слова: «Я бедный, если у меня нет…». Я попросила учеников выбрать стикеры для каждой фигурки.
Затем я спросила, существуют ли разные виды богатства и бедности, и чтобы начать беседу, привела несколько примеров, такие как богатство общественной жизни или навыков. Мы поместили результаты на стену в качестве напоминания и для использования при изучении эпохи Тюдоров. По ходу урока мы добавляли к этому списку другие пункты. Изучая данный период истории, у нас появлялись новые аспекты богатства и бедности, например, бедность выбора, но богатства веры.
Такой подход к предмету позволил ученикам учиться у прошлого, потому что мы сознательно расширили наши представления о богатстве и бедности, прежде чем начали изучать эту тему. В конце мы обобщили наше понимание богатства и бедности в тот исторический период, и это побудило нас задуматься о современном богатстве и бедности, и чего именно мы не замечаем».
Что здесь происходит?
Ученики Эмили увидели историю как возможность чему-то научиться, если подойти к ней со смирением.
Она вовлекла учеников в переосмысление понятий богатства и бедности, размышление над более широкими вопросами, связанными с изучаемым, и применение обучения к контексту своей жизни.
Она изменила свою практику, видоизменив введение к уроку, позволяющее лучше понять тему, создав ресурсы, которые направляли обсуждение учеников, спланировав пространство в ходе урока для рассуждения учеников о ключевой концепции и создав ситуацию «обучения у» с вопросами, связанными с личным опытом учеников.
Как я могу сделать это сам?
Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?
В западной культуре часто возникает отношение превосходства: нынешнее время превосходит прошлое, материальная бедность считается более значимой, чем другие виды бедности, а технологические и материальные блага – то, что действительно важно. Библия, в отличие от такого подхода, признает богатства различных видов: богатство отношений, мудрости, веры, любви, добрых дел и отношений с Богом. Для того чтобы замечать другие виды богатства и бедности, необходимо смирение, которое является аспектом любви. Это делает нас способными рассмотреть другие возможности помимо тех, которые мы предполагаем, не задумываясь.
Что это меняет?
Эмили дала своим ученикам понимание различных видов бедности и богатства, и это позволило им более реалистично анализировать и ценить различные культуры, в том числе и свою. Это помогло им увидеть альтернативу чрезмерной значимости материального богатства и открыло пространство для обучения у других.
Где еще можно это применить?
Различные типы богатства и бедности можно рассмотреть в других частях школьной программы, например, на уроках информатики или географии.
Узнать больше
Отношение превосходства к прошлому может усложнить возможность учиться у существовавших ранее культур и ограничить нашу способность критически относиться к нашей культуре. Смирение имеет критическое значение, если мы хотим учиться у других. Смирение – это не пресмыкающееся самоуничижение; это противоположность гордости и высокомерию, правдивое восприятия своих способностей. Истинное смирение – это щедрое отношение разума, ценящее других и реалистично воспринимающее себя. Иисус показал пример смирения Своей жизнью (Послание к Филиппийцам, 2:5).
Смирение побуждает нас учиться (Послание Иакова, 1:21). По этой причине Блаженный Августин, когда его спросили, какие три добродетели он считал самыми важными, он ответил: «Смирение, смирение, и еще раз смирение».
Библия не умаляет значимость материального благосостояния как такового. Это может быть благословение, чтобы им наслаждаться, но также оно несет в себе ответственность и должно быть заработано справедливо. Богатство, которое несправедливо получено или распределено, создает еще одну форму бедности – бедность духовную (Евангелие от Луки, 12:16-21).
«На Западе у вас существует другая бедность – духовная бедность. Это намного хуже. Люди не верят в Бога, не молятся. Люди не заботятся друг о друге. У вас бедность людей, которые недовольны тем, что у них есть, которые не знают, что значит страдать, что значит впасть в отчаяние. Эту бедность сердца зачастую труднее облегчить и победить» (Мать Тереза, из книги «Посланник Божьей любви», Э. Ле Жоли).
Библия выходит за рамки заботы о материальной бедности, заботясь о духовно бедных, потому что в Боге нуждаются все. Слишком часто богатство может создать иллюзию власти и безопасности, но это всего лишь иллюзия (Откровение Иоанна Богослова, 3:17). Иногда богатство и власть могут ослепить людей и увести от потребности в Боге, что очень сильно затрудняет налаживание отношений такого человека с Творцом.
Рассмотрите подобные примеры:
Что если мы поможем детям задуматься о качестве различных периодов истории?
Что если история поможет вдохновить учеников любить свой город?
Что если раздел по истории будет о справедливости, милосердии и смирении?