Занятия для начальной школы

  • Библейский урок и принятие ответственности

  • Уважение к различиям

  • Истории и библейский урок

  • Вера и жизнь

Библейский урок и принятие ответственности

А что, если, разговор об уроках из истории жизни Иакова поможет ученикам в принятии ответственности за свои поступки?

Чтобы наглядней показать, что Иаков сеял определенные поступки и потом пожинал в большей мере результаты своих решений, учитель взял пакетик с семенами морковки и показал одно семечко (какое оно маленькое), а затем показал морковку (какой большой она вырастает).

Затем учитель прочитал короткую историю о бедняке и богаче, которая показывает, что люди всегда попадают в сети собственного лукавства.

Жена одного бедного человека пекла хлеб, который он продавал в местную бакалею. Женщина пекла буханки весом 1 килограмм. Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.

Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, который продавал ему хлеб и решил взвесить купленные буханки. Выяснилось, что каждая из них весила не килограмм, а 900 грамм. Это, конечно, очень разозлило этого человека.

На следующее утро, когда тот же бедняк опять пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:

— Больше не приноси мне свой хлеб! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что буханки весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 грамм. Я не позволю себе обманывать!

Бедняга опустил взгляд и сказал:

— У нас, хозяин, нет весов … Но мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя. По нему мы с женой и вымеряли вес хлеба …

Немного обсудив историю, как бакалейщик попался на собственный же обман, учитель решил более наглядно показать, как закон сеяния и жатвы работает в нашей жизни.

Для этого он взял две банки с землей, на одной из которых написано «убирать качественно», а на другой «избегать делать уборку». Также учитель взял две большие фасоли, на которых написаны те же слова и посадил их в землю в банках с соответствующей надписью. Затем он спросил, что будет с фасолью через определенное время? И воткнул в обе банки небольшие веточки, на которых повесил на нитках бумажные стручки фасоли. Разделив детей на две команды, он дал задание одной команде – написать на стручках какие будут последствия, если я приучу себя все время качественно делать уборку в школе и дома, другой команде – какие будут последствия, если я все время буду избегать делать уборку. Затем учитель обсудил результаты, дополнив их своими вариантами.

Например, если человек привыкает все делать не качественно, это отразится на любой его профессии; если привыкает избегать ответственности, перекладывая ее на кого-то, это может привести даже к гибели других людей, потери дружбы и т. д. В итоге, такие люди также «обустраивают свою страну».

Далее, учитель поставил копилку, на крышке которой приклеена надпись «человек», а на других ее сторонах надписи «сильный характер», «угождает Богу», «побеждает» и т. д. Возле нее он положил горку монет и пояснил, что человек как эта копилка, он будет иметь в итоге то, что туда положит. Учитель предложил каждому ученику подойти взять монетку, бросить в копилку и назвать то, что нужно положить в копилку «человека», чтобы иметь характер, который угоден Богу.

В конце урока учитель задает вопрос: Как вы думаете, какова самая главная жатва в жизни человека? Затем он показал ученикам картинку, на которой человек стоит перед Богом в конце своей жизни и объяснил, что здесь будет главная жатва нашей жизни.

Существует такое высказывание: Ты можешь брать в супермаркете все, что хочешь, но помни, что в конце зала, на кассе, нужно заплатить. Конечно, благодаря жертве Христа, мы можем просить милости Божьей за наши плохие семена, и Бог прощает, когда мы искренни. И как в жизни Иакова Господь может повернуть все во благо, но мы можем пережить много болезненных моментов, потерять время нашей жизни, здоровье, работу, репутацию и т. д. и в итоге – потерять свою небесную награду.

Этот вывод подтверждает Слово Божье:

Гал.6:7-9 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Учитель предложил сделать домашнее задание: смоделировать посев какого-либо доброго и противоположного ему злого семени и дать варианты, какие плоды они принесут.

Что здесь происходит?

Учитель увидел библейский урок, как возможность показать связь веры и жизни в целом, чтобы ученики не воспринимали библейские истории, как что-то далекое от их собственной жизни. Также развить отношение к принятию ответственности, к ободрению и работе над изменениями. Учитель хотел развить способность видеть человека целостным.

Он побудил учеников проследить связи между верой, обучением и жизнью, показав, что прямо сейчас мы что-то сеем в нашу жизнь и с результатами этого посева столкнемся не только мы, но и другие люди. Он позволил им глубоко размышлять над идеями и личным опытом.

Учитель изменил свою практику

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Вера – это выбор сеять в свою плоть или в свой дух, следовать за Христом или за своей плотской природой.

Что это меняет?

Библейские истории перестают быть просто чьими-то историями, далекими от жизни учеников, а становятся наглядным примером того, что происходит с учениками каждый день.

Что можно сделать на основании этого?

Поразмышлять, что еще мы сеем и пожинаем в нашей жизни и насколько это серьезно.

Поговорить о том, что мешает нам сеять правильные вещи (например, лень, страх, нежелание задумываться, эгоизм).

Сделать копилку личных побед над самим собой.

Узнать больше

Библия говорит о Самсоне, который сеял неправильные вещи и, хотя осознал это, но было слишком поздно, он не смог вернуть все, что растерял (Судей 13-16 главы).

Любая история чьей-то жизни – показывает действие этого закона.

Рассмотреть подобные примеры:

Что если, изучая полезные ископаемые, речь пойдет об ответственности?

Что если история поможет вдохновить учеников любить свой город?

Что если, изучая тему «Вокруг света», разговор пойдет об уважении и принятии?

Уважение к различиям

Что если библейский урок поможет ученикам уважительно реагировать на различия?

Хезер работает учителем в сельской монокультурной школе. У нее возникли сложности в преподавании раздела учебной программы, посвященного молитве в исламе.

«Мне было довольно легко объяснять различные молитвенные позы, но я чувствовала, что урок развалился, потому что ученики хихикали, глядя на изображения молящихся мусульман. Я была очень разочарована их отношением. Но еще больше я была разочарована собой, потому что моя стратегия читать ученикам лекции о их незрелой реакции не привела ни к чему хорошему.

Я решила изменить стратегию. Я начала с разговора о том, как люди используют язык тела для общения. Для примера я показала несколько четких сигналов с помощью языка своего тела! Такое введение в тему урока создало возможность сделать с учениками веселое упражнение по невербальной передаче мыслей. Затем я показала фотографии мусульман в разных позах во время молитвы, и спросила, что говорит этот молитвенный язык тела. Некоторые ученики все еще хихикали, но вместо того, чтобы требовать от них прекратить это делать, я спросила, почему это вызывает у них подобные эмоции. Очевидно, что такой способ молитвы был чуждым для большинства учеников, поэтому мы начали говорить об этом. Ответы учеников были искренними и показывали, что им эта тема была небезразлична. Я позволила им высказываться честно, но настояла на том, чтобы они сохраняли уважительное отношение.

Мы говорили о том, как это, вставать на колени и склоняться до земли перед кем-либо, а затем я представила идею покорности. Мы обсудили ее, и я подчеркнула, что в западном светском обществе покорность встречается не так часто. В завершение я дала ученикам упражнение, в процессе которого им нужно было поразмышлять над вопросом: «Что хорошего в покорности, а когда это плохо?»

Что здесь происходит?

Хезер хотела, чтобы ее ученики увидели, что различия не всегда легко понять. Они могут вызывать у нас различную реакцию и раздражать нас, но они также могут научить нас чему-то полезному, если мы согласимся рассматривать их с позиции смирения и гостеприимства.

Она вовлекла учеников в рефлексивное обсуждение трудностей различий и помогла ученикам сфокусироваться на изучаемой теме более конструктивно благодаря тому, как она организовала урок.

Она обдумала атмосферу, которую хотела создать (свобода быть честным, но при этом настояла на уважительном отношении), изменила свою практику, целенаправленно используя язык тела, честные вопросы и размышления (заключительное упражнение).

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Понимание покорности в одной религии может побудить учеников задуматься о похожих принципах в других верованиях. В христианской вере Христос признается Господином, и Его последователи стремятся быть покорными и повиноваться Ему. Такое доверие — это акт веры, но обычно ему предшествует личный опыт отношений с любящим Богом. Библейский принцип говорить истину в любви (Послание к Ефесянам 4:15) важен в этой ситуации, так как ученики честно рассказывали о сложностях своего восприятия, но учитель хотела, чтобы обсуждение было уважительным. Она просила учеников проявлять уважение к другим, рассуждая о различиях честно, но доброжелательно.

Что это меняет?

Многие учителя считают, что учеников нужно учить тому, что различия в убеждениях в действительности не важны, и когда дело доходит до важных вопросов, люди преимущественно приходят к согласию. В конце концов, утверждают эти педагоги, все религии в основном учат одному и тому же. Такое отношение и акцент на разнообразии в нашей культуре означает, что ученики часто получают неявное послание о том, что встреча с различиями не должна быть тем, что создает сложности. Вежливое принятие считается ожидаемой реакцией. В этом примере учитель пересмотрела восприятие различий так, что теперь они стали вызовом для учеников. Можно предполагать, что этот процесс будет не очень приятным для учеников, но познавательным, и когда они будут сталкиваться со значительными различиями, им нужно будет опираться на добродетели любви и уважения.

Что еще можно сделать?

Отличным продолжением этой работы было бы посещение религиозной общины другого вероисповедования, чтобы ученики могли отметить для себя вещи, кажущиеся им странными, и то, что им знакомо. Аналогичный подход можно использовать для изучения других культур, а не только религий. Если такой переосмысленный подход к различиям применять последовательно, можно надеяться, что смешливой реакции станет меньше, потому что различия больше не будут такими неудобными, как раньше. Практические методы работы в классе, когда учитель, к примеру, просто настаивает на уважительном обсуждении верований и обычаев других людей, будут поощрять открытое обсуждение различий, а не подавлять реакцию на них.

Узнать больше

Один из аспектов веры — это доверие определенному образу мышления, мировоззрению, которое определяет то, как мы воспринимаем различные вещи. Когда мы встречаем людей, придерживающихся другого мировоззрения, мы можем обнаружить, что они видят все совсем не так, как мы. Это может показаться нам странным или даже неприятным. Мы вполне можем почувствовать, что эти люди заблуждаются. Дело в том, что убеждения людей могут противоречить друг другу. Конфликт убеждений — это часть жизни, и мы не должны стыдиться, сталкиваясь с таким конфликтом. Использованный учителем подход бросает вызов идеализированному взгляду, утверждающему, что мы ни в коем случае не должны касаться острых граней различий, и заменяет его взглядом, который подчеркивает важность стремления понять веру другого человека, даже если мы обнаруживаем, что она трудна для нашего понимания и противоречит нашим личным убеждениям.

То, как Хезер преподала этот урок, согласуется с акцентом Библии на том, чтобы говорить истину с любовью (Послание к Ефесянам 4:15). Библия призывает всех людей быть честными, но великодушными и незлобивыми, а христиан защищать свою веру, но делать это вежливо, а не агрессивно (1 послание Петра 3:15). Библейский призыв быть гостеприимным к незнакомцам (Книга Левит 19:33-34; Послание к Евреям 13:2) не обязывает нас соглашаться со всеми, но требует, чтобы мы относились к ним с вниманием и уважением.

Что касается важности молитвы и покорности, у христиан может быть больше общего с мусульманами, чем с теми, кто не исповедует какую-либо веру. Однако христиане доверяют Иисусу Христу совсем не так, как мусульмане, которые считают Его пророком, но не Богом. Признание истины и любви означает быть честным в отношении обоих этих фактов.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если с помощью искусства люди смогут научиться уважению?
Что если урок иностранного языка будет говорить о гостеприимстве к чужестранцам?
Что если история поможет вдохновить учеников любить свой город?

Истории и библейский урок

Что если библейские истории будут стимулировать любознательность и участие?

Маргарет хотела поощрить свой библейский класс в начальной школе задавать вопросы о библейских историях. Так как простое рассказывание историй не стимулировало интерес к важным вопросам, поднимаемым в них.

«Я решила изменить подход и рассказать истории, не используя имена. Я просто давала некоторое описание персонажей этих историй: «тот человек», «один человек», «тот, кто слушает», «человек, который молился» и т.п. Я нигде не упоминала места или имена. Я пересказала эти истории, используя маленькие фигурки с пустыми лицами, чтобы класс поразмышлял, о чем эти персонажи могли думать и что чувствовать. Я написала сценарий для каждой библейской истории, который дает ее наглядную презентацию».

Пример можно найти по ссылке: http://www.barnabasinchurches.org.uk/pdfs/9781841015323.pdf (на английском языке).

«Я рассказывала библейские истории, в то время как класс сидел в круге на ковре. Я сидела с ними в этом же круге и разыгрывала историю на полу на куске ткани, чтобы вовлечь в нее детей. После каждой истории ученики сами показывали ее, используя фигурки, и размышляли о том, что могли думать и чувствовать эти персонажи. Я составила список вопросов, чтобы помочь ученикам формулировать свои собственные вопросы о данной истории. Ученики высказали свои предположения, кем могли быть эти персонажи. Затем мы читали эту библейскую историю в детской Библии. Аналитический сценарий для пересказа помог рассуждать о затронутых в истории вопросах».

Что здесь происходит?

Маргарет увидела библейский урок как возможность стимулировать задавание вопросов и участие, а также для привлечения внимания к переживаниям других людей, используя героев истории.

Она вовлекла учеников через опыт рассказывания историй и размышления о возможных чувствах и личности персонажей, создавая возможность для эмпатии.

Она изменила свою практику, переделав структуру урока (библейские истории), использовав разные слова, вопросы и объекты, чтобы создать новый взгляд на историю (без имен, фигурки с пустыми лицами), и организовав взаимодействие учеников (круг на ковре).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Задавание вопросов не является противоположностью веры, это поиск веры. В Библии верующие в Бога люди, такие как Иов и Иеремия, задавали очень прямолинейные вопросы. Безопасность отношений с Богом, в основе которых любовь, дает человеку свободу задавать вопросы о непростых вещах, которые мы находим в Библии и видим в мире. Задавание вопросов не означает, что мы всегда получим на них ответы. Иногда нам приходится жить с неотвеченными вопросами или неясностью, и вера помогает верующим жить, не имея всех ответов.

Что это меняет?

Маргарет изменила библейский урок так, что ученики не просто принимают информацию, а имеют возможность задавать вопросы и искать ответы. Это привело класс к более активному взаимодействию с библейскими историями и изменило их опыт изучения Библии.

Что еще можно сделать?

Этот подход с его элементами рассказывания историй может быть использован на других предметах. Необязательно использовать фигурки, это может быть просто побуждающая к размышлению история с анонимными персонажами и местами. То, что мы упустим ключевые детали в истории, может стимулировать размышление.

Узнать больше

Вера в Бога, мудрость которого видна в созданном Им мире, означает, что любознательность и вопросы могут быть положительными. Это то, как мы узнаем новое о Божьем мире. Противоположностью любознательности является безразличие – отсутствие интереса и участия в жизни мира, когда человек не живет полноценной жизнью, а существует. Иисус сказал, что Он пришел, чтобы принести полноту жизни (Евангелие от Иоанна, 10:10).

«Слава Божия есть человек полностью живой» (Ириней Лионский).

Любознательность и задавание вопросов не являются противоположностью веры. Они могут стимулировать веру и быть частью того, что человек принимает Бога и Его мир всерьез. В Библии люди задавали важные вопросы о жизни, например: «Почему нечестивые люди процветают?» (Книга Иова, 21:7).

«Первый ключ к мудрости, вне сомнений, определяется усердным и частым задаванием вопросов» (Пьер Абеляр).

«Главное – не прекращать задавать вопросы. Любознательность имеет свою собственную причину существования. Размышляя о тайнах вечности, о жизни, о чудесной структуре реальности, человек ничего не может поделать, как только благоговеть» (Альберт Эйнштейн).

Христиане задают вопросы в рамках веры, но это не означает, что трудные вопросы о ключевых вопросах веры нельзя задавать. В Библии духовная апатия рассматривается как нездоровое состояние (Откровение Иоанна Богослова, 3:16). Иов, который задавал трудные вопросы, вызывал большее расположение Бога, чем его друзья.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если электронные тесты помогут учителю задуматься о целях обучения?

Что если библейский урок будет о том, как разум и вера работают вместе?

Что если изучение темы благословения будет о том, как быть благословением для других?

Вера и жизнь

Что если веру рассматривать не только с позиций убеждений, но и реальной жизни?

Маргарет планировала пригласить на свой библейский урок нескольких гостей, чтобы они рассказали свою личную историю о своей. Она хотела расширить представление учеников о вере, прежде чем они напишут свои вопросы к гостям.

«Я представила идею веры в виде торта, состоящего из трех ингредиентов: убеждения, отношение и образ жизни. Убеждения влияют на отношение, которое влияет на действия, и наоборот. Я использовала изображение бисквитного торта, для которого нужны сахар, яйца, масло и мука. Без любого из этих ингредиентов торт не получится. Точно так же для «торта веры» нужны все три ингредиента, чтобы точно представить христианское понимание веры.

Как только ученики поняли, что означают слова «убеждения, отношение и действия», мы использовали рабочие листы с полями для записей в роли емкостей для смешивания, чтобы записать вопросы для гостей. Там были заголовки «убеждения», «отношение» и «действия». Я дала несколько примеров вопросов:

  • Что вы думаете о Боге, создавшем мир?
  • Изменило ли это ваше отношение к миру?
  • Как ваша вера в Бога-Творца меняет то, что вы делаете и как живете?

Некоторые предложенные учениками вопросы мы использовали в беседе с гостями, христианами из нашего района. В результате этих бесед ученики смогли создать рецепт «торта веры» для каждого из гостей, который дал более полное представление об их вере».

Что здесь происходит?

Маргарет увидела библейский урок как возможность для учеников расширить свое понимание веры, не ограничиваясь только убеждениями, и воспринимать их в контексте более целостного взгляда на человека.

Она вовлекла учеников, использовав новый образ для размышлений о вере, организовав взаимодействие с гостями, людьми, живущими по вере, и обдумав, как лучше всего показать веру других людей.

Она изменила свою практику, представив ученикам новый образ, помогающий направить ход их мыслей и связав его с использованным ресурсом (вера как торт, емкость для смешивания – лист с заголовками), пригласив гостей и направляя вопросы учеников и их взаимодействие с гостями.

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Вера — это не абстрактный набор убеждений, которых человек придерживается только на уровне своего разума. Вера — это убеждения, отношение и образ жизни в целом, в центре которого находится доверие Богу и вера в Иисуса Христа. Например, в христианскую любовь нельзя по-настоящему поверить до тех пор, пока она не изменит отношение человека к Богу, к миру, в котором он живет, и к другим людям и не повлияет на то, что он делает. Убеждения невозможно отделить от отношения и образа жизни, поскольку все они связаны между собой сложным образом. Нельзя повлиять на что-то одно их них, не затронув другие сферы. Изменение действий человека также может побудить его переосмыслить убеждения и отношение.

Что это меняет?

Осознанное сосредоточение внимания на том, чтобы ученики понимали веру таким образом, не только расширяет их понимание, но и помогает сформировать мышление, согласно которому убеждения и все, что мы изучаем, связаны с реальной жизнью, а не существуют только для того, чтобы мы держали их в своей голове. Это поднимает вопросы об убеждениях, которые мы не хотели бы воплощать в реальной жизни, например, токсичные убеждения, базирующиеся на ненависти. И что нам необходимо умение отличать хорошее от плохого. Постоянное установление связей между изучаемым, убеждениями и практикой может удержать нас от увлечения опасными идеями, если их рассматривать в свете того, какой вред в практической жизни они могут принести.

Что еще можно сделать?

Ученики по мере взросления могут обращать внимание на различные связи между убеждениями, отношением и образом жизни, используя разные отправные точки. Например, как изменение отношения может повлиять на убеждения и поведение или что произойдет с нашими убеждениями, если мы не свяжем их с нашей практической жизнью, или пересматриваем ли мы свои убеждения, чтобы они соответствовали привычному нам поведению.

Узнать больше

Для христиан вера — это доверие Христу и близкие отношения с Богом (Евангелие от Иоанна 1:12). Вера также имеет когнитивный аспект, то, во что человек верит относительно этих отношений (например, убеждения и принципы, такие как Апостольский и Никейский символы веры). Вера, воплощаемая в реальности, — это образ жизни, характеризующийся личными отношениям с Богом и приверженностью тому, во что о Нем верит человек.

«Если человек не подчиняется, он не может верить» (Дитрих Бонхёффер).

«Можно говорить о вере сколько угодно, но если мы не доверяем Ему и не полагаемся на Него, мы в Него не верим» (Энтони Фариндон).

Вера для христианина — это убежденность, уверенность и доверие. Это возрастающая вера в Бога, основанная на видимых нами качествах личности Бога и личном опыте общения с Ним (1 Послание к Коринфянам 1:9; Псалтирь 22:5).

Вера не может ограничиваться сферой познания. То, как Библия описывает человека как целостное создание, имеющее тело, душу и дух, означает, что любая деятельность, как правило, вовлекает всего человека, даже если она сфокусирована на чем-то одном. Человек — это не просто разум или тело. Библия иногда говорит о человеке, что он есть «тело и душа» или «тело, душа и дух», что у него есть душа и дух, куда входит воля, эмоции, мысли и наши отношения с Богом (1 Послание к Фессалоникийцам 5:23, Псалтирь 31:9).

Люди – это не куклы-марионетки, внутри тела которых находится душа. Различные аспекты существа человека связаны между собой сложными связями и влияют друг на друга. Они описывают разные грани того, кем мы являемся как целостные создания. Дух человека — это та часть, которая дает нам осознание духовного измерения жизни и помогает нам соединиться с Богом; но дух также неразрывно связан с телом и разумом. Мы воспринимаем духовное посредством физических чувств, разума и эмоций и выражаем его таким же образом. Это понимание означает, что вера никогда не может быть просто мысленным согласием с доктринами и принципами, и любовь никогда не может быть «просто эмоцией». Вера, надежда и любовь охватывают всего человека целостно.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если библейский урок будет о том, как разум и вера работают вместе?

Что если библейский урок поможет ученикам уважительно реагировать на различия?

Что если физкультура поможет ученикам понять, как они устроены?

Занятия для средней школы

  • Этика и совесть

  • Разум и вера

Этика и совесть

Что если изучение разницы между государственными законами и социальными нормами поднимет вопрос морального закона и совести?

В начале урока учитель повесил на доске (разложил на парты, вывел на проектор) картины, иллюстрирующие различные жизненные ситуации: неправильное поведение за столом, грубое обращение с младшим братом, воровство, невнимательность к пожилым людям в общественном транспорте, убийство, неуважительное поведения ученика по отношению к своему учителю, грубое обращение мужа к жене, нарушение правил дорожного движения и т. д.

После этого учитель попросил класс ответить на вопросы: Все ли рассмотренные ситуации являются негативными и предосудительными? (Скорей всего, ученики согласятся с этим.); Будут ли осуждены все рассмотренные проступки государством с дальнейшими последствиями? (Очевидно, что нет.)

Также учитель попросил ребят проанализировать следующую ситуацию:

Однажды в полицейский участок пришел мужчина и сознался в убийстве, которое совершил много лет назад. Все в полиции были очень удивлены. Его никто не подозревал и не обвинял. Что заставило этого мужчину через столько лет признаться в совершенном преступлении?

Исходя из ответов, учитель обратил внимание учеников на то, что государство и его законы контролируют не все сферы нашей жизни. Чаще всего наши поступки продиктованы совестью или «внутренним законом», заложенными в нас Богом. Учитель сделал акцент на том, что даже маленькие дети, не знающие законов и правил, понимают, что такое «хорошо и плохо».

Позже учитель предложил ученикам самостоятельно смоделировать две противоположные ситуации. В одном случае поступок будет осужден по закону, в другом – совестью и окружающими.

В конце урока учитель подвел учеников к выводу, что все законы, действующие в государстве и обществе, основаны на моральном законе, заложенном в человека Богом. Человек – уникальное Божье творение (а не просто высокоразвитое животное), поскольку никакая другая теория его происхождения не может объяснить феномен совести и морального закона, отсутствующего у животных.

Этот вывод подтверждает также Слово Божье:

«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Послание к Римлянам, 2:14-15).

«Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Евангелие от Иоанна, 8:9).

«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (Первое послание Петра, 3:16).

Что здесь происходит?

Учитель увидел урок правоведения как возможность показать связь веры и жизни в целом, развить способность видеть человека целостным, а также восхититься Божьим творением.

Побудив учеников размышлять над примерами, действиями и заданиями и исследуя тему в новом контексте и формате, учитель помог ученикам проследить связь между верой, обучением и жизнью, а также привел учеников к исследованию новых акцентов.

Учитель изменил свою практику:

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

  • Реальность совести и морального закона укрепляет нашу веру в Бога, который заложил их в человеческое сознание и природу.
  • В Боге мы имеем надежду на окончательную победу добра и справедливости.
  • Бог проявил Свою любовь и заботу, заложив в сердца людей «внутреннего стража» – совесть, которая помогает каждому человеку поступать правильно и справедливо, а также проявлять любовь к другим людям.

Что это меняет?

Восприятие учениками правил и законов (многие из которых ученики будут изучать на протяжении года) не как скучных, ненужных человеческих постановлений, а как установленных на основании морального закона норм жизни, вложенных в естество человека Богом посредством совести.

Что еще можно сделать?

  • Поразмышлять, почему нам стыдно за неправильные поступки (слова, мысли), даже если никто о них не знает.
  • Представить, что бы произошло, если бы люди поступали произвольно, совершенно не руководясь совестью и моральными нормами.
  • Задуматься о том, что такое совесть и как она могла сформироваться или возникнуть у людей, если они не были созданы Богом.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если ученики могли бы научиться любви и самоконтролю посредством письменной речи?

Что если изучение сюжета поможет понять нашу способность делать выбор?

Что если наука поднимет важные вопросы о жизни и ценностях?

Разум и вера

Что если библейский урок будет о том, как разум и вера работают вместе?

Эван, опытный учитель Библии, испытывал растущее беспокойство по поводу разделения у своих учеников между верой и разумом. Как правило, это разделение склонно воспринимать науку как основывающуюся исключительно на разуме, а религию как нечто иррациональное и «просто мнение». Эван подумал, что, если этот вопрос не обсуждать прямо и открыто, это может ослабить как библейские уроки, так и преподавание научных предметов.

«Я решил провести библейский урок, посвященный этой теме. Я изменил свой подход и пригласил на урок преподавателя естественных наук Лорен. Чтобы дать ученикам некоторую основу, Лорен начала с презентации об ученых-верующих, живших в разные эпохи, закончив рассказом о современных ученых, которые являются христианами, такими как Фрэнсис Коллинз и Джон Полкингхорн.

«Я выступил с презентацией об известных ученых-атеистах и их аргументах. Затем мы изменили наш стиль преподавания, смоделировав между нами открытую дискуссию о вере и разуме, подчеркивая, что вера не может быть доказана разумом, но это не означает, что разум не является частью веры, а наука заключается только в сборе доказательств чего-либо. Разум может быть частью того, как мы созданы по Божьему образу, но разум – не единственный способ получить знания. Во всех сферах жизни (включая науку) мы используем целый ряд способов познания. Например, мы получаем знания эмпирически посредством доказательств и интуитивно через отношения, а также через наше нравственное понимание того, что правильно.

Во время беседы я попросил учеников записать все вопросы, которые они хотели задать; остальная часть урока была посвящена ответам на их вопросы и обсуждению».

Что здесь происходит?

Эван увидел свой библейский урок как возможность исследовать ложные дихотомии между верой и разумом и посмотреть, как вера и наука могут быть связаны между собой.

Он вовлек учеников, организовав их взаимодействие с приглашенным преподавателем, который представлял другую область знаний, обсуждая важные вопросы о вере и разуме и рассматривая примеры, которые могли бы побудить их переосмыслить свое мнение.

Он изменил свою практику, изменив взаимодействие класса (слушать дискуссию), смоделировав взаимодействие с темой, использовав ресурсы, чтобы подвергнуть сомнению предположения учеников (презентация об ученых-христианах), предложив ученикам задавать вопросы и установив связи, которые побудили к размышлению (когда преподаватель наук представлял веру, а учитель религии представлял атеизм).

Как я могу сделать это сам?

Какое отношение это имеет к вере, надежде и любви?

Эван увидел, что вера и разум дополняют друг друга, и не делил все на святое и светское. На библейском уроке он смоделировал обсуждение вопросов о вере, ценностях и науке, и не делил знания на отдельные изолированные части. В Библии знание не делится на разные категории: религиозные, научные или географические. Как сказал Блаженный Августин: «Вся истина – Божья истина».

Что это меняет?

Вынося эту проблему на поверхность, Эван дал своим ученикам возможность разобраться в ней открыто, вместо того, чтобы позволить предположениям о религии и разуме причинить вред как изучению Библии, так и наук. С помощью выбранного им способа преподавания он дал своим ученикам лучшее понимание их предположений.

Что еще можно сделать?

Есть и другие предположения, лежащие в основе разных предметов, которые можно обсуждать открыто. То, как они будут представлены, определяется рассматриваемым вопросом, например, неправильное мнение о том, что духовное является неземным и противоположно материальному.

Узнать больше

Показывая, что вера и разум могут идти вместе, Эван начал устранять разделение между святым и светским. Это идея подразумевает существование светского мира, где отдельную сферу представляет религиозная вера, рассматриваемая как личное хобби, которое не влияет на общественную жизнь или какие-либо части школьной программы, кроме библейского урока. Некоторые люди говорят, что вера не может ничего сказать науке или другим предметам, потому что они не входят в ее сферу влияния. Такое отношение привело к разделению знаний на части, которые часто считаются несвязанными друг с другом и с Богом. Это разделение знаний – относительно современная идея.

«Всего около полутора веков назад ученые и исследователи часто предполагали, что знание образовывает единое целое; точнее, они предполагали, что все части знания, в конечном счете, могут быть связаны между собой, так как каждая область знаний фокусируется на отдельном аспекте единого божественного творения» (Джеймс Тернер).

Считать, что никакого разделения между святым и светским не существует, означает видеть веру как неотъемлемую часть всех предметов и сфер жизни. Такое мировоззрение означает иначе смотреть на каждый предмет в целом, а не просто присоединять нечто религиозное к светскому по своей сути предмету. Изучение предмета с христианской точки зрения может включать изучение важных аспектов, задавание вопросов нравственности и религии, а также установление связей между различными сферами. В мире существует глубокая взаимосвязь (Деяния святых апостолов, 17:28).

Материальный мир, с которым имеет дело наука, может быть дверью к священному (Псалтирь, 18:2), потому что часто мы воспринимаем Бога через созерцание окружающего нас мира и наши чувства. Красота звезд, строение кристалла, элегантность формулы и особенности человеческого тела могут с большой вероятностью привести к религиозным переживаниям.

Рассмотрите подобные примеры:

Что если библейский урок поможет ученикам уважительно реагировать на различия?

Что если наука поднимет важные вопросы о жизни и ценностях?

Что если урок об атомах сможет дать более широкий взгляд на науку?